Старший аналитик Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Александр Коробко представил данные, иллюстрирующие резкие изменения на рынке легковых автомобилей и в транспортной логистике из Китая в Россию, а также дал прогноз по восстановлению контейнерных перевозок.
В 2025 году рекордные складские запасы, сформированные дилерами в 2024 году, обвалили объем импорта новых машин. За 10 месяцев 2025 года импорт рухнул на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 290 тысяч штук, при этом доля Китая достигла 85–95%. В денежном выражении спад еще заметнее: за I полугодие 2025 года импорт автомобилей из Китая сократился вдвое, а с февраля ежемесячный объем с трудом превышает 1 млрд долларов. Это произошло после того, как в пиковые месяцы 2024 года доля автомобилей в отправках контейнерами из Китая приближалась к 30%. Общий среднемесячный объем экспорта всех товаров из Китая в Россию за I полугодие 2025 года также снизился до 7,8 млрд долларов с 8,6 млрд в 2023 году. Доля импорта в общих продажах новых легковых автомобилей в 2025 году впервые с периода трансформации рынка опустится ниже психологической отметки в 50%.
А. Коробко обратил внимание на возобновление роста ставок пользования контейнером на ключевом маршруте Шанхай – Москва, что аналитик связал с сезонностью и низкой оборачиваемостью тары из-за недостаточных объемов экспорта из России. В октябре перевозчики вновь стали сообщать о дефиците порожних контейнеров в Китае, что может увеличить размер субсидий на их эвакуацию из России. Параллельно произошли изменения в географии ввоза: порты Дальнего Востока, временно уступившие лидерство маршрутам через Китай и Казахстан, вернули себе первое место в октябре 2025 года благодаря оживлению импорта и ситуации с досмотрами на границе.
Несмотря на текущий рост отдельных составляющих, общая стоимость логистики для автопрома остается на исторически низких уровнях. По оценке Центра, в ноябре 2025 года стоимость доставки контейнеров из Шанхая в Москву упала ниже показателей 2023 года, а доставить один автомобиль можно меньше чем за 1500 долларов. В структуре конечной цены автомобиля стоимость логистики не превышает 5%, уступая по влиянию налогам и сборам.
Основываясь на текущих трендах, А. Коробко представил прогноз для рынка контейнерных перевозок на сети РЖД. По итогам 2025 года ожидается сокращение общих объемов на 4% в годовом выражении, при этом рост наблюдается только в сегменте экспорта. Однако уже в 2026 году аналитики Газпромбанка прогнозируют переход к медленному восстановлению роста перевозок на 2,5%. Одним из факторов стабилизации станет ожидаемое снижение спроса на транзит в случае остановки нападений на суда в Красном море. Рекордные показатели 2024 года, по мнению экспертов, будут превзойдены уже в 2027 году. Драйверами роста выступят оживление во внешней торговле и продолжение устойчивого тренда на контейнеризацию грузов. Таким образом, текущий спад импорта, включая автомобили, рассматривается как коррекция после ажиотажного спроса, а фундаментальные предпосылки для роста контейнерной логистики в среднесрочной перспективе сохраняются.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



