Вся трасса в Эстонии станет одноколейной (вместо изначально запланированной двухколейной); система управления движением будет реализована на 80%, электрификация – на 70% от первоначальных планов; не будут построены 11–13 запланированных виадуков, что заставит автотранспорт использовать объездные маршруты; 12 пассажирских платформ появятся в «минимальном исполнении» – без станционных зданий, с сокращенными парковками и благоустройством.
В полном объеме пока сохраняются планы по терминалам в Таллине и Пярну, но их реализация зависит от стоимости работ.
Ориентировочная стоимость постройки Rail Baltica в Эстонии, Латвии и Литве сейчас оценивается в €3,1 млрд (с учетом только первого этапа), из которых выделено около €1,5 млрд. К стоимости проекта, по прогнозу, добавится €272 млн на «вспомогательные мероприятия и мероприятия, связанные с началом региональных пассажирских перевозок».
По текущим расчетам, не обеспеченная финансированием часть проекта составляет €1,756 млрд. В 2025 году планируется инвестировать в строительство почти €290 млн, а в целом заключены договоры на строительные работы на сумму около €1,1 млрд. Большую часть не выделенных к настоящему времени средств планируется получить из следующего долгосрочного бюджета Европейского союза на 2028–2034 годы.
В отчете Министерства климата Эстонии отмечается, что этапы строительства Rail Baltica и сроки их реализации будут зависеть от того, в каком объеме и в какие сроки будут выделяться средства из фонда CEF (Connecting Europe Facility, или Фонд соединения Европы) Европейского союза и увязанное с этим софинансирование со стороны Эстонии. Это означает, что, хотя в отчете представлен график работ, до проведения строительных тендеров неизвестно, сколько на самом деле будут стоить те или иные работы.
Строительство основной трассы Rail Baltica в Эстонии начнется в следующем году: «Поскольку цены на строительство меняются со временем, понятно, что прогноз общих затрат будет необходимо обновлять параллельно с реализацией мероприятий в рамках проекта по мере поступления новых данных», – указывается в отчете.
Поскольку то, какие именно объекты Rail Baltica можно будет построить и в какие именно сроки, зависит как от средств CEF, так и от возможностей Эстонии софинансировать проект, сроки проведения тендеров и заключения договоров могут измениться по сравнению с планом.
Помимо строительных объектов, деньги нужны также на новые поезда. По оценке Министерства климата, для этого необходимо заложить в государственную бюджетную стратегию на 2026–2029 годы от €60 до 75 млн. Сделать это нужно срочно, поскольку поставка новых поездов займет несколько лет.
Из прогноза финансирования Rail Balticа следует, что на 2026 год на данный момент не покрыто €160 млн, а на 2027 год – €255 млн. Согласно отчету Министерства климата, этот дефицит планируется покрыть за счет средств Европейского союза и доходов от торговли квотами на выбросы парниковых газов. Согласно прогнозу, в период с 2028 по 2030 год из Европы рассчитывают получить в общей сложности около €1,25 млрд.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



