+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.12.2025 13:48:50
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Почему строительные грузы уходят с железной дороги: падение погрузки на 11% не объясняется только спросом

Несмотря на общую стабильность в строительной отрасли, железнодорожная погрузка инертных материалов в 2025 году демонстрирует значительное снижение. По итогам 11 месяцев объемы упали на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это падение нельзя объяснить исключительно колебаниями рыночного спроса. Причины ухода строительных грузов с железной дороги обсуждались в рамках 23-й Международной конференции РЖД-Партнера «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».

Согласно оперативной информации, в ноябре 2025 года объем погрузки на сети ОАО «Российские железные дороги» составил 94,2 млн тонн – на 1,5% меньше, чем в ноябре 2024-го. За январь – ноябрь совокупная погрузка составила 1 млрд 21,3 млн тонн, что на 5,6% ниже прошлогоднего показателя. Особенно заметно снижение коснулось строительных грузов.

«Нерудные материалы перевозятся преимущественно в полувагонах, тех же самых, что и уголь. «Нерудка» не является генеральным грузом, это в 95% случаев попутная погрузка, сокращающая порожний пробег. Под влиянием внешних негативных факторов с начала года погрузка строительных грузов снизилась на 11% – до 92,8 млн тонн», – подчеркнул директор по логистике и развитию продаж ГК «Базальт» Андрей Ходеев.

Как отмечают участники ассоциации «Карьеры Евразии», значительная часть падения не связана напрямую с рыночной конъюнктурой, а обусловлена переходом перевозок на автотранспорт и в меньшей степени на водный транспорт.

По словам экспертов, на сокращение объемов железнодорожной погрузки строительных материалов повлияли системные ограничения, вызванные внутренними решениями перевозчика:

  • Ограничения на перемещения порожних вагонов. В рамках борьбы с избыточным вагонным парком ОАО РЖД усилило контроль за порожними составами. Это привело к блокировке станций грузополучателей и потере объемов из-за невозможности оперативно вернуть вагоны под новую загрузку.

  • Рост числа логических контролей. Новые требования к оформлению перевозок вводятся неожиданно, без предварительного информирования, что создает дополнительные риски для участников логистических цепочек.

  • Недостаточная прозрачность цифровых инструментов планирования. Несмотря на декларации о развитии систем планирования погрузки, таких как СКПП и МКПП, на практике они работают нестабильно и не обеспечивают полное удовлетворение поданных заявок. Это приводит к прямым потерям объемов.

Таким образом, снижение погрузки строительных грузов в 2025 году – результат не только изменения логистических предпочтений клиентов, но и последствий организационных решений внутри железнодорожной отрасли. Вопрос требует системного диалога между участниками рынка и государственными структурами, ответственными за транспортную политику.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions