«При подаче прогнозов на объемы производства в 2014 году производители подвижного состава указали данные, которые ниже уровня 2013-го на 17–20%», – пояснил он.
По словам С. Золотарева, в прогнозах учитывались негативные тенденции развития рынка и падения спроса на универсальные вагоны. Так, по данным партнерства, если лидер производства универсальных полувагонов, ОАО «Уралвагонзавод», в 2012 году произвел 27 000 единиц этого типа подвижного состава, то в 2013-м только 20 346 вагонов всех типов. «Возможно и дальнейшее падение у данного производителя: все будет зависеть от введения тарифной скидки на инновационный подвижной состав, – рассказал он. – Однако, судя по всему, ОАО «РЖД» все-таки пока воздержится от ее введения в отношении вагонов производства УВЗ. Это обидно, так как может быть сорвана государственная программа по развитию тяжеловесного движения, и другие производители, имеющие вагоны с тележкой 25 тс, также могут пострадать».
Производственные итоги первых двух месяцев 2014 года подтверждают худшие ожидания вагоностроителей: падение к аналогичному периоду 2013-го упало на 24,1%.
Комментируя перспективы украинских вагоностроительных заводов, С. Золотарев отметил, что все складывается для них очень печально: «В Евросоюзе украинский подвижной состав никому не нужен. Даже операторские компании стран Балтии закупают вагоны в РФ. Вагоностроители бывших стран СССР и его союзников в основном занимаются ремонтом грузового и пассажирского подвижного состава, а также локомотивов старых моделей. Очень похоже, что украинские заводы ждет медленное умирание».
Так, по итогам двух месяцев 2014 года доля Украины в общем объеме производства вагонов в СНГ составила 13%, хотя год назад она доходила до 27%. В то же время доля России выросла на 17 процентных пунктов и составила 83% вместо 66% в прошлом году.
«Говорить о государственных запретах на импорт украинских вагонов в РФ нельзя, – считает С. Золотарев. – Но пристальное внимание со стороны надзорных органов к ним есть. Так, за последние два месяца Ространснадзор издал два распоряжения о проверке использования универсальных цистерн украинского производства на предмет их соответствия российским требованиям».
По данным НП «ОВС», российские универсальные цистерны обладают лучшими эксплуатационными свойствами: они предназначены для перевозки нефтепродуктов плотностью до 0,96 градусов, а украинские – до 0,82. Кроме того, если Украина выйдет из зоны беспошлинной торговли в СНГ, то цены на вагоны ее производства вырастут минимум на 10%, и покупатели в РФ окончательно потеряют к ним интерес.
Алексей Лебедев
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



