Как сообщил один из разработчиков новшества конструктор ВЭлНИИ Павел Попов, в этом институте создали токоприёмники тяжелого типа (для электровозов, работающих на постоянном токе и при двойном питании), и лёгкого типа (для электровозов, работающих на переменном токе, и электропоездов пригородного сообщения).
В отличие от стандартных устройств в новом применены система демпфирования и контактные элементы с нейтральным аэродинамическим профилем. А главным его отличием стали крылья, выполняющие функции аэродинамических компенсаторов. Кроме того, новые токоприёмники приспособлены к работе в сложных климатических условиях в диапазоне температур от – 50 до + 60 градусов.
В ходе испытаний новшества на сертификационном стенде в ОмГУПСе специалисты отметили отсутствие нагрева всех токоведущих частей устройства выше допустимых по ГОСТу значений. Механизм аварийного опускания, как и остальные узлы токоприёмника, работает надёжно. В целом новую конструкцию учёные университета оценили положительно. Согласно расчётам, её токоведущие элементы должны выдерживать пробег от 20 до 40 тыс. км без замены в зависимости от условий эксплуатации.
По словам Павла Попова, в ходе испытаний конструкторы смогли сравнить результаты математического моделирования воздушного потока в рабочей зоне токоприёмника с реальным процессом, происходящим в ходе поездки. В итоге они выбрали первый опытный вариант крыла для компенсации нежелательной аэродинамической нагрузки при нажатии пантографа на контактный провод. Проверка показала, что при его использовании искрение в зоне контакта не превышало нормативных значений. Однако линейные испытания нового устройства необходимо продолжить, чтобы обеспечить для него в окончательном варианте оптимальные аэродинамические характеристики.
Как уточнил Павел Попов, созданная в институте система токосъёма для скоростных поездов по своим параметрам не уступает зарубежным аналогам и с её помощью конструкторы надеются решить задачу импортозамещения в этом сегменте рынка транспортного машиностроения.
Андрей Стрельцов
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



