+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.07.2025 10:31:42
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Локомотивные колодки: от истоков до современных стандартов РЖД

Локомотивные колодки — это одна из важнейших деталей тормозной системы локомотивов и вагонов. Они обеспечивают надежное замедление и остановку поезда, влияя напрямую на безопасность движения. В данном материале мы рассмотрим устройство, историю развития, особенности и стандарты локомотивных колодок, отличия их от вагонных (грузовых и пассажирских) аналогов, а также обратим внимание на колодку локомотивную безгребневую, соответствующую ГОСТ 30249-97 [2].

История развития тормозных колодок

Первые тормозные колодки на железных дорогах России появились во второй половине XIX века и были деревянными, позже — чугунными [1]. В начале XX века началось массовое внедрение чугунных гребневых колодок для паровозов и вагонов, что значительно повысило эффективность торможения. С развитием дизельных и электрических локомотивов появились специализированные локомотивные колодки повышенной прочности и устойчивости к перегреву. Современные безгребневые колодки по ГОСТ 30249-97 [2] — результат эволюции конструкции, направленной на снижение износа колес и повышение комфорта торможения.

Значение тормозных колодок в железнодорожной системе

Тормозные колодки являются частью фрикционной системы торможения, которая используется на большинстве железнодорожных составов. Их задача — преобразовывать кинетическую энергию движущегося поезда в тепловую за счет трения о поверхность колес. Надежность тормозных колодок напрямую связана с безопасностью движения и долговечностью элементов ходовой части.

Для локомотивов, эксплуатируемых на магистралях РЖД, колодки должны отвечать высоким требованиям по прочности, теплопроводности и стойкости к износу. Для грузовых и пассажирских вагонов применяются отдельные стандарты композиционных тормозных колодок (например, ГОСТ 33695-2015 [3] и ГОСТ 33421-2015 [4]), так как условия работы и динамические нагрузки различаются.

Конструкция и материалы локомотивных колодок

Колодка локомотивная безгребневая по ГОСТ 30249-97 [2] состоит из следующих элементов:

●     Стальная пластина — основание конструкции.

●     Чугунное дугообразное тело — рабочая часть колодки.

●     Фрикционные элементы — обеспечивают необходимый коэффициент трения.

●     Прилив с отверстием — для установки клиновой чеки.

У локомотивных колодок усиленный чугун и больший объем фрикционного материала по сравнению с вагонными, так как они рассчитаны на большие скорости и массу локомотивов.

Отличия от вагонных колодок

●     Грузовые вагоны — используют колодки, рассчитанные на длительное торможение и высокую износостойкость [3].

●     Пассажирские вагоны — акцент на снижении шума и вибраций, иногда применяются композитные материалы [4].

●     Локомотивы — повышенные требования к прочности, температурной стойкости и стабильности коэффициента трения при длительных нагрузках [2].

Срок эксплуатации

Срок службы колодок зависит от типа подвижного состава и условий эксплуатации:

●     Локомотивные колодки: от 6 до 12 месяцев (или 80–100 тыс. км пробега).

●     Вагонные колодки (грузовые): до 150 тыс. км.

●     Вагонные колодки (пассажирские): до 120 тыс. км.

Все сроки регламентированы соответствующими стандартами и указаниями заводов-изготовителей [2][3][4].

Источники и нормативная база

[1] История железнодорожного транспорта России // Журнал «Железные дороги мира», №3, 2017. [2] ГОСТ 30249-97 «Колодки тормозные безгребневые для локомотивов. Технические условия». [3] ГОСТ 33695-2015 «Колодки тормозные чугунные гребневые для грузовых вагонов». [4] ГОСТ 33421-2015 Колодки тормозные композиционные и металлокерамические для железнодорожного подвижного состава. [5] ОАО «ВНИИЖТ» — исследования ресурса и характеристик тормозных колодок.

Заключение

Локомотивные колодки — важный элемент тормозной системы, от качества которого зависит безопасность движения. Безгребневая конструкция по ГОСТ 30249-97 [2] обеспечивает высокую износостойкость и эффективность торможения. Учет различий между локомотивными и вагонными колодками позволяет правильно планировать обслуживание и продлевать срок службы оборудования.



РЕКЛАМА
ИНН 7842217590
ООО "ВСП98"
erid: 2VSb5y2YJ8Z

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions