«В условиях временно падающей конъюнктуры с учетом длительных праздников, некоторое снижение тарифов на перевозки в привлеченном парке соответствует сложившейся в последнее время тенденции уменьшения операторских расценок, – полагает он. – В тои числе, это согласуется с превышением предложения вагонов над платежеспособным спросом».
По его мнению, в какой-то мере этот шаг ОАО «РЖД» демпфирует индексацию регулируемых тарифов с начала текущего года. В целом, по оценкам эксперта, существенного изменения экономики перевозок в вагонах, управляемых перевозчиком не произойдет. «Относительное снижение стоимости перевозок в вагонах привлеченного парка с 28 января 2013 года составит на типичных расстояниях доставки угля и щебня 5–7%. Для менее характерных для ВСП грузов третьего класса с низкой долей вагонной составляющей и на больших расстояниях тариф снизится примерно на 2%(по черным металлам на 8 тыс. км), – полагает Л. Мазо. – Такое удешевление достигнуто благодаря уменьшению платы за использование вагонов с возвратом к тарифам для общего парка в среднем на 20%. В результате унифицируется оплата перевозок во всех вагонах, находящихся в распоряжении железных дорог: инвентарном парке РЖД, ВСП и подвижном составе других администраций на территории РФ».
Вместе с тем, эксперта настораживает формат принятого решения. В частности, возникает вопрос, почему перевозчик не использовал установленный ФСТ порядок расчета тарифов на перевозки грузов в привлеченных вагонах и правил их применения, который разрешает ОАО «РЖД» самостоятельно изменять величину этой платы в диапазоне от -30% до +10% с периодичностью до одного месяца, гибко реагируя на конъюнктурные факторы. Ведь глубина предпринятого снижения платы за использование вагонов по решению РЖД укладывается в эти границы. Кроме того, Л. Мазо указывает на то, что пока неясно как перевозчик с возвратом к тарифам общего парка сможет вписаться в рынок при росте конъюнктуры или большем ее снижении.
Дмитрий Ханцевич
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



