История развития колёсных пар
Первые колёсные пары появились вместе с железными дорогами в XIX веке и состояли из кованых колёс, закреплённых на деревянных или стальных осях. С развитием технологий в конце XIX — начале XX века стали применять цельнокатаные стальные колёса, что значительно повысило ресурс и безопасность. В СССР и России ключевым стандартом стала технология цельнокатаных колёс по ГОСТ 10791-2011 [1].
Современные колёсные пары разделяются на:
● Колёсные пары СОНК (Старая Ось, Новые Колёса) — модернизированные узлы с заменой колёс при сохранении оси.
● Колёсные пары НОНК (Новая Ось, Новые Колёса) — полностью новые колёсные пары.
Конструкция и особенности
Колёсная пара состоит из:
● Оси — стальной стержень, передающий нагрузки от колёс к тележке.
● Цельнокатаных колёс — изготавливаются из высокопрочных сталей, напрессовываются на ось для создания единого узла.
● Букс — корпусных элементов, обеспечивающих соединение колёсной пары с рамой тележки.
● Рессор — элементов подвески для амортизации ударов и вибраций.
Колёсные пары НОНК отличаются повышенным сроком службы, так как их конструкция включает новые оси и колёса с высокой точностью посадки и балансировки.
Отличия СОНК и НОНК
● СОНК — применяются для модернизации старых тележек, ресурс зависит от состояния оси, проводится дефектоскопия.
● НОНК — полностью новые комплектующие, применяются на новых вагонах или при капитальном ремонте.
Область применения
Колёсные пары используются:
● в грузовых вагонах (полувагоны, цистерны, платформы);
● в пассажирских вагонах;
● на специализированных вагонах (рефрижераторные, сервисные).
НОНК применяются преимущественно в магистральных грузовых перевозках и высоконагруженных составах.
Технические данные и стандарты
Основные параметры колёсных пар регламентируются:
● ГОСТ 4835-2013 «Оси колёсные» [2];
● ГОСТ 10791-2011 «Колёса цельнокатаные» [1];
● ГОСТ 11018-2011 «Колёсные пары вагонные» [3].
Требования включают:
● диаметр колёс (920 мм для грузовых, 957 мм для пассажирских);
● предельный износ гребня и поверхности катания;
● прочностные характеристики материалов.
Эксплуатация и обслуживание
Регулярная диагностика колёсных пар проводится на пунктах технического осмотра. Проверяется износ, наличие трещин, дефектов поверхности, состояние букс и рессор. Замена или ремонт проводится по регламенту депо.
Заключение
Колёсные пары — это основной элемент, от которого зависит безопасность движения и долговечность эксплуатации подвижного состава. Современные НОНК обеспечивают повышенный ресурс и надёжность, соответствуя строгим требованиям РЖД и международных стандартов.
Источники
- ГОСТ 10791-2011 «Колёса цельнокатаные».
- ГОСТ 4835-2013 «Оси колёсные».
- ГОСТ 11018-2011 «Колёсные пары вагонные».
- ОАО «ВНИИЖТ» — рекомендации по эксплуатации и ремонту колёсных пар.
РЕКЛАМА
ИНН 7842217590
ООО "ВСП98"
erid: 2VSb5xAVstV


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



