+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.07.2025 12:38:55
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Колёсные пары РЖД: от СОНК до НОНК — эволюция и стандарты

Колёсные пары вагонов — это базовый узел, обеспечивающий движение и безопасность подвижного состава. Этот компонент воспринимает нагрузку от вагона, передает её на рельсы и направляет вагон по пути следования. В данной статье мы рассмотрим виды колёсных пар, их конструкцию, историю развития, технические стандарты и особенности эксплуатации.

История развития колёсных пар

Первые колёсные пары появились вместе с железными дорогами в XIX веке и состояли из кованых колёс, закреплённых на деревянных или стальных осях. С развитием технологий в конце XIX — начале XX века стали применять цельнокатаные стальные колёса, что значительно повысило ресурс и безопасность. В СССР и России ключевым стандартом стала технология цельнокатаных колёс по ГОСТ 10791-2011 [1].

Современные колёсные пары разделяются на:

●     Колёсные пары СОНК (Старая Ось, Новые Колёса) — модернизированные узлы с заменой колёс при сохранении оси.

●     Колёсные пары НОНК (Новая Ось, Новые Колёса) — полностью новые колёсные пары.

Конструкция и особенности

Колёсная пара состоит из:

●     Оси — стальной стержень, передающий нагрузки от колёс к тележке.

●     Цельнокатаных колёс — изготавливаются из высокопрочных сталей, напрессовываются на ось для создания единого узла.

●     Букс — корпусных элементов, обеспечивающих соединение колёсной пары с рамой тележки.

●     Рессор — элементов подвески для амортизации ударов и вибраций.

Колёсные пары НОНК отличаются повышенным сроком службы, так как их конструкция включает новые оси и колёса с высокой точностью посадки и балансировки.

Отличия СОНК и НОНК

●     СОНК — применяются для модернизации старых тележек, ресурс зависит от состояния оси, проводится дефектоскопия.

●     НОНК — полностью новые комплектующие, применяются на новых вагонах или при капитальном ремонте.

Область применения

Колёсные пары используются:

●     в грузовых вагонах (полувагоны, цистерны, платформы);

●     в пассажирских вагонах;

●     на специализированных вагонах (рефрижераторные, сервисные).

НОНК применяются преимущественно в магистральных грузовых перевозках и высоконагруженных составах.

Технические данные и стандарты

Основные параметры колёсных пар регламентируются:

●     ГОСТ 4835-2013 «Оси колёсные» [2];

●     ГОСТ 10791-2011 «Колёса цельнокатаные» [1];

●     ГОСТ 11018-2011 «Колёсные пары вагонные» [3].

Требования включают:

●     диаметр колёс (920 мм для грузовых, 957 мм для пассажирских);

●     предельный износ гребня и поверхности катания;

●     прочностные характеристики материалов.

Эксплуатация и обслуживание

Регулярная диагностика колёсных пар проводится на пунктах технического осмотра. Проверяется износ, наличие трещин, дефектов поверхности, состояние букс и рессор. Замена или ремонт проводится по регламенту депо.

Заключение

Колёсные пары — это основной элемент, от которого зависит безопасность движения и долговечность эксплуатации подвижного состава. Современные НОНК обеспечивают повышенный ресурс и надёжность, соответствуя строгим требованиям РЖД и международных стандартов.

Источники

  1. ГОСТ 10791-2011 «Колёса цельнокатаные».
  2. ГОСТ 4835-2013 «Оси колёсные».
  3. ГОСТ 11018-2011 «Колёсные пары вагонные».
  4. ОАО «ВНИИЖТ» — рекомендации по эксплуатации и ремонту колёсных пар.

РЕКЛАМА
ИНН 7842217590
ООО "ВСП98"
erid: 2VSb5xAVstV

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions