Положительное топливо
Распределение бюджета в пользу увеличения доли техники, работающей на газе, является продолжением общей линии государства, направленной на снижение потребления бензина и дизельного топлива в РФ. Так, еще в мае 2013 года правительство объявило о массовом переходе общественного транспорта на газ. К 2020-му на голубое топливо должно быть переведено до 50% общественного автотранспорта и транспорта ЖКХ в городах-миллионниках. Эти показатели составят 30% в городах с населением более 300 тыс. человек и 10% – в городах с населением более 100 тыс. человек. Таким образом, количество авто на природном газе в России должно вырасти к 2020 году в 25 раз, а газозаправочная инфраструктура – в 17 раз.
В настоящее время Россия, где сосредоточена пятая часть мировых запасов природного газа, занимает лишь 20-е место по его использованию в качестве моторного топлива. Если в мире на природном газе ездит более 17 млн ед. автотранспорта, то в РФ – немногим более 100 тыс. авто.
В качестве топлива сейчас используется два вида газа: сжатый (компримированный) и сжиженный. Стоит отметить, что в России наибольшее распространение получили машины на сжатом газе, так как заправочных станций компримированного газа больше.
У использования газа в качестве основного топлива есть масса положительных моментов. Во-первых, цена. Так, метан в 2–3 раза дешевле бензина, смесь пропана и бутана – в 1,5–2 раза. Во-вторых, по надежности газовый двигатель не уступает дизельному, но при этом обеспечивает экономию эксплуатационных издержек в 2 раза. В-третьих, газ гораздо безопаснее с точки зрения экологии. В частности, сжатый природный газ сгорает без образования дыма, а содержание вредных оксидов при этом в 4 раза ниже допустимых пределов, что особенно актуально в крупных городах и мегаполисах. Кроме того, он более безопасен при эксплуатации – при попадании в атмосферу метан не подвержен самовоспламенению. За счет низкой молярной массы в случае утечки или пожара он быстро рассеивается, что гарантирует максимальную безопасность. Наконец, двигатель, работающий на газе, менее шумный, чем дизельный.
Все это дает основание полагать, что в будущем использование автобусов на природном газе станет наиболее перспективным направлением в сфере развития общественного транспорта. Неудивительно, что при существующей федеральной программе, направленной на выделение субсидий для приобретения экологичных видов общественного транспорта, в том числе автобусов на газомоторном топливе, регионы РФ стали активно покупать такую технику. Так, в Санкт-Петербурге у «Пассажиравтотранса» уже есть 45 таких автобусов, а в 2015-м предполагалось, что их число почти удвоится – в планах организации приобретение еще 39 ед. автобусов. «Питеравто» также инвестирует в переход на газовое топливо 500 млн руб. в 2016 году, 200 млн – в 2017-м и 100 млн – в 2018-м. В планах компании запустить большие автобусы на природном газе по городским и междугородним маршрутам. Тамбов получил субсидию на покупку 18 новых автобусов в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность». К осени в Нижний Новгород прибудут 144 автобуса на газовом топливе производства компании «Группа ГАЗ» для работы на городских маршрутах. В Оренбургской области на компримированном природном газе уже работает 556 ед. автотранспорта – среди регионов РФ это один из самых высоких показателей. Кроме перечисленных регионов, газомоторные автобусы используются в Москве, Ярославле, Омске и многих других городах России.
В целом бюджетные дотации получили уже 23 региона, а самые большие субсидии на приобретение газомоторной техники и развитие соответствующей инфраструктуры в этом году получили Татарстан (554 млн руб.), Крым (365 млн руб.) и Самарская область (302 млн руб.). Также в списке значатся Тамбовская, Воронежская, Костромская, Свердловская области, Республика Алтай, Чувашская Республика, Удмуртская Республика и другие субъекты РФ.
Что мешает переходу на газ?
Впрочем, у голубого топлива есть и чисто российские трудности. В частности, в Северной столице отметили, что хотя экономия на топливе за год обслуживания составила около 40%, однако техобслуживание двигателя почти в 2 раза дороже, чем у дизельных автобусов. Кроме того, это отсутствие развитой сети заправок, что является основным сдерживающим фактором в развитии как общественного, так и коммерческого транспорта на газе. Например, «Пассажиравтотранс» тратит значительные средства на пробег автобусов до ближайшей заправки на южной окраине Санкт-Петербурга. Всего в городе работает только три газомоторных станции. В перспективе «Газпром» определил еще 25 перспективных территорий, на которых будут строиться заправочные станции. Однако и здесь существуют бюрократические особенности, связанные с длительностью процедур согласования проектов по строительству газозаправочных станций и выделения земельных участков для их размещения, а также с завышенными требованиями к пожарной безопасности таких объектов.
И эта проблема актуальна не только в Санкт-Петербурге. Например, в Оренбургской области на более чем полсотни автобусов на газе функционируют только шесть заправочных станций и два пункта по техническому обслуживанию и ремонту газобаллонной техники. В будущем здесь построят еще 10 таких объектов. А в Тамбове на два десятка субсидированных автобусов работает всего одна заправка, к 2020 году в регионе планируется увеличить этот показатель до 10 точек. Во всем Приволжском федеральном округе, где в 2015-м будет закуплено 854 ед. такой техники, функционируют 62 станции для заправки сжатым природным газом. Еще 22 находятся на стадии строительства и реконструкции. По предварительным расчетам Минтранса России, уже сейчас в регионах округа дополнительно требуется около 50 газовых заправок.
Всего, по некоторым оценкам, в стране действует порядка 250 таких заправок, что, безусловно, является основным сдерживающим фактором для развития этого вида транспорта. Два других – отсутствие сервисных центров и недоверие общественности.
Впрочем, лидеры нефтегазового рынка готовы строить соответствующие АЗС. О намерениях развивать такую сеть говорят в «Газпроме». Кроме того, этот сегмент рынка интересен «Роснефти», у которой есть собственный газ и наиболее разветвленная сеть заправок в стране, которую можно дооборудовать.
Полина Карела
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



