+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.12.2025 13:17:58
Куда поехать
РЖД-Партнер

Новогодний туризм меняет полюс притяжения

Где вы встретите Новый 2026 год: в заснеженном отеле или на берегу теплого моря? Все больше россиян отвечают на этот вопрос однозначно, выбирая пальмы, солнце и море. Туроператоры фиксируют взрывной рост спроса на зарубежные направления и охлаждение интереса к отечественным курортам.
Новогодний туризм меняет полюс притяжения

Эксперты туррынка единодушно фиксируют устойчивый, стратегический сдвиг от традиционной «зимней сказки» к осознанному выбору лета среди зимы. «Новый год перестал быть исключительно зимним», – констатирует генеральный директор Sunrise Visa Лина Быстрова. Если в прошлые постпандемийные годы наблюдался паритет между зарубежными и внутренними поездками, то сейчас, по данным разных операторов, спрос на отдых за границей вырос на 32–85%, в то время как внутренний туризм демонстрирует спад на 10–15%. Это не кратковременная реакция, а закономерный результат накопленных за 5 лет факторов: стабилизации жизни после турбулентных периодов, расширения доступности зарубежных направлений и, что ключевое, кардинального изменения ценового восприятия и самих ожиданий от праздника.

Одной из главных экономических причин бума выездного туризма стал укрепленный рубль. Как объясняет руководитель турагентства Coral Travel Александр Тепляков, курс доллара снизился примерно на 20% по сравнению с прошлым годом. «В прошлом году курс колебался около 100 руб. за 1$, а сейчас составляет 78 руб. – это примерно на 20% ниже... Даже с учетом удорожания отдыха в валюте на 10–15 % цены в рублевом эквиваленте оказались примерно на 10% ниже прошлогодних», – приводит расчеты эксперт. На этом фоне синхронный рост стоимости отдыха в России на 15–20% на новогодний период, при среднем чеке в 100–150 тысяч рублей за неделю, по словам А. Теплякова, заставляет туристов проводить скрупулезный сравнительный анализ. Итог все чаще не в пользу отечественных курортов: разница в бюджете перестает быть критичной, а впечатления от тропического пляжа и теплого моря оказываются несравнимо ярче. «Причина проста: туристы все чаще сравнивают реальные впечатления, а не только ценники», – подтверждает Л. Быстрова.

Тренд на «побег от зимы» четко структурирует спрос, формируя новую географию предпочтений. Абсолютными лидерами стали дальние теплые направления. Согласно данным PR-аналитика туроператора «Русский Экспресс» Елизаветы Тимошенко, на ОАЭ приходится четверть всех заявок компании. За ними следуют Таиланд (11,3%) и Вьетнам (6%), резко набравший популярность благодаря значительному расширению полетной программы. А. Тепляков добавляет в этот список Египет, который привлекает семьи доступной ценой и инфраструктурой «все включено», а также Индию, Шри-Ланку и Кубу. При этом внутри этой категории идет тонкая сегментация: массовый турист едет по накатанным пакетным маршрутам, а более опытные путешественники начинают присматриваться к «неочевидным» направлениям вроде Малайзии, Японии или Кении, где рост цен в праздники менее драматичен.

Внутренний рынок, хотя и теряет в доле, не пустует, но проходит фазу консолидации и переформатирования. Он все больше поляризуется вокруг двух полюсов. С одной стороны, это традиционные новогодние центры притяжения вроде Сочи, Кавказских Минеральных Вод, Санкт-Петербурга и Москвы, которые, по словам Л. Быстровой, «как и прежде, практически полностью распроданы заранее». С другой – сити-брейки по историческим городам, где, как отмечает А. Тепляков, хороший рост показывают Рязань, Кострома и Екатеринбург. Однако, как подметила Л. Быстрова, «часть туристов смело меняют горнолыжные туры на тропический пляж». Этот исход особенно ощутим на некогда сверхпопулярных горнолыжных курортах внутри страны, которые теперь сталкиваются с жесткой конкуренцией не только с зарубежными склонами, но и с тропическими пляжами.

Что касается логистики и экономики отдыха, эксперты сходятся во мнении, что эпоха «раннего бронирования» все еще актуальна. Однако рынок все же стал динамичнее и гибче. «Время от времени интересные предложения появляются и ближе к датам вылета, и многие туристы теперь предпочитают гибкую стратегию», – уверена Л. Быстрова. Однако А. Тепляков предупреждает: надеяться на чудо в пиковый сезон опасно – лучшие отели и удобные рейсы разбираются заранее. Он напоминает, что «раннее бронирование» как маркетинговая акция на высокий сезон практически не применяется и ее отсутствие – не повод откладывать покупку. «Если откладывать покупку «на последний момент», можно столкнуться с ограниченным выбором», – предупреждает он. Е. Тимошенко добавляет технический нюанс: выгода при заблаговременном планировании есть почти всегда, так как отели и авиакомпании используют динамическое ценообразование и самые низкие цены – при максимальном количестве свободных мест.

Таким образом, новогодние каникулы 2025–2026 демонстрируют качественно новую ступень зрелости российского туриста, который перестал метаться между полярными «дешевле» и «ближе» и начал делать осознанный, взвешенный выбор между «привычно» и «впечатляюще». Приоритетом становится не сам факт поездки или экономия любой ценой, а ее качество, эмоциональная отдача и ценность для здоровья. «Отпуск – это не трата средств, это инвестиция в свою жизнь. Он должен быть таким, после которого хочется вдохнуть глубже и жить дальше с новым ощущением», – резюмирует Л. Быстрова. Таким образом, внутреннему туризму предстоит не конкурировать с зарубежным по цене так очевидно, а усиливать уникальность, сервис и глубину своего предложения. Туроператорам же необходимо учитывать возросшую взыскательность, информированность и гибкость клиента.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions