+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.04.2024 13:18:13
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Торговля России и Индии: что возить и как вести расчеты в 2024 году

В 2023 году товарооборот России и Индии стал рекордным – 65 млрд долларов, что в 1,8 раза больше итогов 2022 года. Теперь Москва – четвертый по величине торговый партнер Индии, а перечень востребованной продукции расширяется: мы закупаем у них фармацевтику, химическую продукцию, кофе и чай, а они у нас – нефть и нефтепродукты, электронику, драгоценные металлы и удобрения.
Торговля России и Индии: что возить и как вести расчеты в 2024 году
Почему импорт в Индию превышает экспорт

Но при этом товарооборот между двумя странами распределен неравномерно. Россия поставляет в Индию гораздо больше продукции, чем закупает: импорт российских товаров составил более 60 млрд долларов, больше только у Китая, чья сумма поставок в Дели составляет 100 млрд долларов. При этом экспорт в Россию из Индии достиг чуть более 4 млрд долларов.

Этому есть простое объяснение. В Индии дефицитный торговый баланс: у нее в целом не слишком развитый экспорт, и покупает она намного больше товаров, чем продает. Это происходит из-за экономики, которой нечего предложить более развитым рынкам – например таким, как российский. Но при этом у страны есть потенциал: в настоящее время там активно растет автомобильная промышленность, и в перспективе импортеры могут обратить внимание на нее. Тем более, что качество индийского автопрома – хорошее.

Внешнеэкономические отношения регламентируются Законом о внешней торговле и Политикой внешней торговли.

Вся ввозимая продукция декларируется на таможне, за нее уплачиваются необходимые пошлины и сборы. После этого осуществляется процедура таможенной очистки – на товар недостаточно международных сертификатов, необходимо получить документы, соответствующие законодательству Индии.

Процесс импорта состоит из нескольких этапов:

• Получение номера кода для экспортеров и импортеров (IEC). Это происходит по месту нахождения продукции в представительстве Главного управления внешней торговли (DGFT) и занимает до 15 дней. Номер IEC выдается бессрочно, и это обязательный бизнес-идентификатор – без него ни один человек и ни одна компания не могут осуществлять экспортно-импортные операции.

• Оформление лицензии на импорт. На некоторые категории товаров нужна лицензия, которая выдается на срок до 2 лет. Узнать, подпадает ли ваша продукция под эти требования, можно в единой системе ITC (HS), проверив в ней код товара.

• Заполнение документов. После оформления лицензии, импортер предоставляет таможенную декларацию и постоянный номер счета (PAN). Таможенную декларацию подают двумя способами — через специальную электронную систему или без нее. Первый вариант удобнее: таможенную декларацию заполнять не надо, она оформляется автоматически, но импортер обязан предоставить грузовую декларацию. Во втором варианте потребуется подать полный пакет документов, включая сертификаты происхождения и проверки товара.

• Уплата таможенной пошлины. Пошлина состоит из нескольких частей – основной ставки, социального сбора и интегрированного налога. Также на некоторые товары введен дополнительный сбор.

На ряд продукции при импорте в Индию обязательно придется получить сертификат (IQS) – это электрические приборы и выключатели, оборудование для рентгена, детские бутылочки из пластика.

Чтобы экспортировать товары, сначала потребуется оформить лицензию, номер IEC, а затем получить сертификат о происхождении в Торговой палате Индии. Поскольку в последние годы наметился сильный перекос в сторону импорта, то Индия разработала меры поддержки для экспортеров. Среди таких инициатив – кредиты по льготной ставке, цифровая сертификация, помощь с перевозками и реализацией товара для ряда сельхозпроизводителей.

В пакете документов для внешнеторговых операций должны быть:

• декларации (таможенные, экспортные и т. д.);
• накладные на товар;
• договоры купли-продажи;
• документы, подтверждающие оплату;
• коммерческий счет;
• упаковочный лист.

Всю актуальную информацию и изменения публикует официальный сайт индийской таможни.

Для того, кто не знаком с индийским рынком и только планирует сотрудничество, стоит заручиться поддержкой брокера с релевантным опытом. Не нужно воспринимать брокерские услуги как лишнюю трату денег – напротив, это позволит избежать многих подводных камней и в результате сэкономить средства. Хороший брокер поможет провести весь процесс, от поиска поставщиков и покупателей до отслеживания товаров в пути.

Как везут товары – перспективы МТК

Транспортировка товаров между Россией и Индией по большей части происходит через грузинские порты. Существующие маршруты поставок загружены, поэтому приходится осваивать альтернативные: например, проходящий через Иран мультимодальный Север – Юг. Главное его преимущество в том, что путь занимает вполовину меньше времени, чем стандартный маршрут через Суэцкий канал, и почти на 40% выгоднее. Но минусы тоже есть: разные требования государств к оформлению товара, непростая ситуация в Иране – проблемы на границе, гористая местность, усложняющая доставку по автомобильным и ж/д дорогам.

Уже несколько лет обсуждается морской коридор из Ченнаи во Владивосток, который позволит увеличить товаропоток между Индией и нашей страной. Российские власти все активнее говорят о запуске, сотрудничают с индийскими партнерами, планируя использовать эту линию для транспортировки сжиженного природного газа, нефти и угля.

Еще одной альтернативой может стать Северный морской путь – Россия уже пригласила Индию к совместному использованию. Это перспективное направление: в 2023 году грузооборот по СМП составлял 34 млн тонн в год, но Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики считает, что в ближайшие пять лет он вырастет в 4 раза.

Что ограничивает торговлю

Основное препятствие в торговле между двумя странами в том, что рупию (национальную валюту Индии) практически невозможно конвертировать. Это доступно только в самой Индии, на бирже или в местных банках, и в ограниченном количестве. Если нужна крупная сумма, как это бывает при экспортно-импортных операциях, то дополнительно потребуется разрешение индийского регулятора. Так что несмотря на то, что Москва активно продвигает политику расчета в национальных валютах со странами-партнерами, с Индией в полной мере это невозможно.

Но выход из положения сейчас найден – пусть и временный, но работающий. Основная часть поставок оплачивается в долларах, меньшая часть – в дирхамах, национальной валюте ОАЭ. Особых проблем с этим нет, поскольку курс дирхама прочно привязан к доллару. В 2023 году за незначительную часть продукции расчеты производились в китайских юанях. Также в Индии существует собственная система мгновенных платежей UPI, и ведутся переговоры об интеграции ее с российской системой «Мир».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions