Сертификация подтверждает соответствие Методики требованиям стандарта СТО-НСЛ-2016 при производстве судебных экспертиз по специальностям 10.4 «Исследование изделий из металлов и сплавов», 19.1 «Исследование промышленных товаров, в том числе с целью проведения их оценки» и 34.1 «Судебная стоимостная экспертиза».
Хочу напомнить, что в настоящее время одним из наиболее сложных вопросов в судебной практике по спорам между перевозчиком и владельцами вагонов в связи с повреждением колесных пар является определение обоснованности требований о взыскании товарной стоимости колесной пары, снизившейся в результате виновных действий перевозчика.
Проблема заключается в том, что суды, признавая право владельца вагона на взыскание убытков, возникающих вследствие повреждения колесной пары (ремонт колесной пары в депо, расходы на передислокацию вагона в ремонт и пр.), в большинстве случаев не признают право на взыскание убытков в виде уменьшения товарной стоимости колесной пары. При этом восстановление работоспособности поврежденной колесной пары предполагает ее обточку, а значит, изменение основной стоимостной характеристики – толщины обода.
Суды в ряде случаев считают, что уменьшение толщины обода колесной пары происходит в результате естественного износа и не устанавливают связи между уменьшением, вызванным обточкой для приведения колеса в рабочее состояние, и нарушением правил управления подвижным составом перевозчиком.
Надо отметить, что уменьшение товарной стоимости колесной пары подчас составляет от 20 до 30% размера денежных требований владельца вагона к перевозчику по причине того, что колесная пара является самой дорогостоящей деталью вагона, и отказ в иске в этой части нарушает принцип полного восстановления материального положения потерпевшей стороны (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).
Важно отметить, что в ряде случаев владелец колесной пары действительно не имеет права заявлять требования об уменьшении товарной стоимости колесной пары, например, вследствие повреждения колесной пары типа РУ-1 (гайка), когда обточка может привести к снижению толщины обода до величин, при которых недопустим выход колесной пары из ремонта.
Именно для снятия спорных вопросов об основаниях и порядке расчета стоимости снижения колесной пары эксперты Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава и разработали Методику оценки снижения товарной стоимости колесной пары в результате ее повреждения. Теперь она имеет сертификат соответствия.
Стоит отметить, что с момента начала использования методики по настоящее время арбитражными судами уже вынесено порядка 50 решений о взыскании убытков, где в качестве обоснования степени утраты товарной стоимости колесной пары фигурировали заключения экспертов А ОЖдПС, составленные на ее основе. Грамотный подход, указанный в документе и разработанный с участием опытных экспертов, позволяет не только подтвердить законность требований владельца вагона, в комплектации которого находится поврежденная колесная пара, но и учесть интересы ответчика-перевозчика таким образом, чтобы ему не пришлось компенсировать расходы, в возникновении которых отсутствует его вина.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



