После выгрузки груза из вагона на путях необщего пользования грузополучателю необходимо направить в адрес перевозчика уведомление о завершении грузовой операции ГУ-2Б. После этого порожние вагоны могут быть приняты перевозчиком на пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной, что указано в ст. 44 Устава (федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ). Данное правило не распространяется на припортовые станции.
Обязанность по оформлению перевозочных документов несет владелец вагона либо уполномоченное лицо (п. 52 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом № 374).
При отсутствии запросов-уведомлений, а также в процессе их согласования порожние вагоны простаивают на путях необщего пользования, а ветвевладелец ограничен в возможностях использования путей и проведения операций по погрузке/выгрузке.
Возможные виды убытков юридической ответственности ветвевладельца:
-
договорный штраф за сверхнормативный простой вагонов, если ветвевладелец является грузополучателем;
-
штраф за задержку вагонов под выгрузкой (согласно ст. 62 Устава);
-
ограничение использования путей необщего пользования ввиду их занятия порожними вагонами.
Как ветвевладельцу можно компенсировать свои убытки?
Новая практика показывает, что ветвевладелец может предъявить оператору в этом случае следующие требования:
- неосновательное обогащение за пользование путем необщего пользования (аренда). Требования основываются на экспертном заключении о стоимости аренды пути необщего пользования;
- неосновательное обогащение в виде платы за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса). Расчет производится на основании приказа Федеральной службы по тарифам РФ от 29.04.2015 г. № 127-т/1 Тарифное руководство № 2;
- оспорить штраф за сверхнормативный простой вагонов и штраф по ст. 62 Устава по причине отсутствия вины ветвевладельца по простою вагонов. В данной части ветвевладелец будет освобожден от штрафа. Для этого нужно составить комплект документов.
Какие действия необходимо предпринять собственнику путей необщего пользования/грузополучателю для защиты своих интересов в суде и компенсации убытков в случае отсутствия запроса-уведомления собственника вагона на перевозку порожних вагонов:
-
После вручения перевозчику уведомления о завершении грузовой операции нужно направить информативное письмо в адрес собственника вагона о завершении выгрузки груза с подтверждением направления и необходимости оформления перевозочных документов. Нередко данное условие содержится в договорах оперирования. В случае отсутствия – информирование оператора все равно является мерой предостережения от возможных последствий.
-
Проинформировать перевозчика об отсутствии перевозочных документов на порожний вагон и необходимости составления акта общей формы в данном случае.
-
При отказе перевозчика от составления акта общей формы либо игнорировании этого требования нужно составить самостоятельно этот акт, комиссионно (три сотрудника компании) с описанием времени и места простоя вагонов в ожидании распоряжения.
Неопределенным остается вопрос о пресекательном сроке размещения запроса-уведомления собственником порожнего вагона. Здесь предлагается следовать аналогии права:
- по истечении 12 часов после подачи порожних вагонов на пути общего пользования начисляется плата за предоставление путей вне перевозочного процесса (абз. 14 ст. 44 Устава).


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



