• Ставка на полувагон
    1800
    12,5 %
    руб./сут.
    Ноябрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.33 1.39 EUR ЦБ РФ 75.66 1.48
    BTC 16620.43 usd BTC 1206643.22 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.02.2018 18:00:00
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

ВСМ: риски необходимо поделить

Проект ВСМ «Евразия», которая должен связать Россию и Китай, обсуждают с 2015 года. Скоростная магистраль, инвестировать в строительство которой будут китайцы, позволит добраться от одной столицы до другой всего за 32 ч вместо 5 дней. О рисках и перспективах проекта РЖД-Партнер поговорил с Леонидом Вардомским, доктором экономических наук, профессором, руководителем Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук.
ВСМ: риски необходимо поделить
– Леонид Борисович, каковы перспективы ВСМ в России?

– Перспективы, конечно, есть. И потребность в таких дорогах есть, учитывая размеры российской территории. Но имеются и существенные ограничения для таких проектов. Если говорить о пассажирских перевозках, то ограничения связаны с численностью нашей страны (у нас проживает в 10 раз меньше людей, чем в КНР) и, соответственно, ограниченным количеством потенциальных пассажиров. Билеты ведь будут по цене авиационных, а то и дороже! Эффективность проекта определяется платежеспособным пассажиропотоком. Потенциальные пассажиры ВСМ это туристы, наши и зарубежные, а также командировочные по делам бизнеса и госслужбы. Но не думаю, что среди россиян будет много желающих ехать с ветерком в Китай дорого! Здесь все надежды на китайских туристов. Но сможем ли мы принять такой эффективный поток? Дорога должна обслуживать несколько пар поездов в день. А потом, что делать с авиасообщением, которое пока вполне справляется с потоком пассажиров? На мой взгляд, правильней было бы систему скоростных сообщений создавать по существующим интенсивным пассажирским потокам. Помимо направления Москва – Санкт-Петербург, это Москва – Казань, Москва – Минск, Москва – Белгород, Москва – Воронеж. На востоке линию Екатеринбург – Челябинск следовало бы дополнить маршрутами Новосибирск – Омск, Новосибирск – Красноярск, Новосибирск – Алматы.

– А что касается грузовых перевозок? Проект реализуется не быстро, не получится ли так, что китайцы потеряют интерес к ВСМ в России?

– Я думаю, что здесь нужно исходить из российских интересов и возможностей. Китай больше заинтересован в создании грузовых коридоров. Быстро развивается транзит контейнеров на направлении Китай – ЕС, реализуются проекты транзитных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Для развития российского Дальнего Востока были бы интересны проекты ВСМ на направлениях Харбин – Владивосток – Хабаровск и Владивосток –Харбин – Чита (ремейк КВЖД). В этих проектах интересы стран совпадают. На Дальнем Востоке Китай был бы готов на определенных условиях вложиться в эти проекты. Мне кажется, в эти большие проекты нужно вовлекать европейских партнеров, которые, учитывая европейский спрос на железнодорожный туризм и контейнерные перевозки, могли бы неплохо заработать. Главное, чтобы российские, европейские и китайские технологии скоростного пассажирского и товарного сообщения были совместимы.

– Будет ли востребована ВСМ в России и у россиян?

– Дороги в РФ всегда востребованы. Денег на инфраструктуру всегда не хватает, а когда она построена, встает вопрос, как же мы без нее жили. ВСМ в реальности может ускорить сообщение между крупными городами России, способствовать формированию линейных агломераций, повысить конкурентоспособность внутриматериковых регионов страны, повысить качество жизни населения, привлечь мигрантов в сибирские и дальневосточные районы страны. Главное, чтобы стоимость проезда была конкурентоспособной по отношению к авиационным тарифам.

– Кто получит больше выгоды от ВСМ – Китай или Россия? Есть ли риски для нашей страны в проекте?

– Риски в части международных сообщений, безусловно, должны быть поделены пропорционально возможному пассажиропотоку. Прибыль от проекта, который окупится не быстро, должна делиться с учетом произведенных сторонами инвестиций. Подводные камни в таких крупных проектах всегда есть. Все зависит от того, кто больше заинтересован в этом проекте. Он России нужен, но все же это не критически важная инвестиция. Для Китая, видимо, тоже. Строить линию Москва – Пекин следует постепенно, участками, с возможным продлением ее до Берлина.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions