+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.02.2021 15:09:07
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В 2021 году спросом будут пользоваться специализированные и инновационные вагоны

Падение реализации грузовых вагонов в 2020 году к показателям 2019 года по всей номенклатуре продукции достигло 28% (56,6 тыс. вагонов и 78,4 тыс. вагонов соответственно). О том, как себя при этом чувствовали производители специализированного подвижного состава и на какие вагоны ожидается спрос в 2021 году, рассказал исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.
В 2021 году спросом будут пользоваться специализированные и инновационные вагоны
– Евгений Юрьевич, давайте для начала определим, на какие виды подвижного состава в принципе был спрос в 2020 году. При общем снижении производства грузовых вагонов удалось ли отдельным сегментам нарастить производство?

 – В условиях кризиса, охватившего мировые рынки в связи с эпидемией коронавируса, произошло падение объемов перевозок грузов как во внутреннем, так и в международном сообщении. С учетом существующего на данный момент профицита парка грузовых вагонов такие тенденции не могли не отразиться и на вагоностроительной отрасли.

Наибольший спад зафиксирован в сегментах хопперов-минераловозов (-95%), хопперов-цементовозов (-67%), цистерн для сжиженных углеводородных газов (-54%) и полувагонов (-41%). При этом положительную динамику продемонстрировали сегменты нефтебензиновых цистерн, производство которых выросло в 8 раз, крытых вагонов (рост на 59%), цистерн для химических продуктов (рост на 20%), специализированных хопперов-дозаторов и окатышевозов (рост на 39%). Также был отмечен рост спроса на универсальные платформы на 38% и на специализированные платформы на 42% (это не касается фитинговых платформ и платформ-лесовозов, показавших отрицательную динамику).

Учитывая значительный профицит на сети парка полувагонов, хочу отметить увеличение реализации полувагонов на инновационных тележках с осевой нагрузкой 25 тс на 7%. При этом общий выпуск инновационного подвижного состава в 2020 году сократился на 17% (20,1 тыс. вагонов против 26,7 тыс. вагонов в 2019 г.).

 – На какие вагоны ожидается спрос в 2021 году?

 – С учетом падения объемов перевозок и большого количества подвижного состава, отставленного от движения, спросом будут пользоваться сегменты рынка, связанные со специализированными и инновационными грузовыми вагонами, дающими экономический эффект в условиях низких арендных ставок.

На наш взгляд, будут востребованы вагоны на инновационных тележках для перевозки химических грузов, удобрений, продуктов питания, в том числе цистерны для перевозки различных химических грузов, нефтепродуктов, крытые вагоны с повышенным объемом кузова, платформы различных модификаций и вагоны малых серий, предназначенные для перевозки узкоспециализированных грузов, такие как хопперы-дозаторы и окатышевозы. Также, при условии выработки регуляторных решений, может вырасти спрос на рефрижераторные вагоны, контрейлерные платформы, многоосные вагоны для тяжеловесного движения и сопутствующую вагоностроению продукцию, среди которой можно выделить танк-контейнеры, рефрижераторные контейнеры и сменные кузовы.

 – С какими рисками сопряжено производство специализированного подвижного состава в 2021 году?

 – Как уже неоднократно отмечалось, начиная с 2020-го грузовое вагоностроение вошло в период низкого спроса, который может продлиться ближайшие 10 лет.

На фоне доминирующей доли в российском парке вагонов низкоэффективных конструкций (свыше 1 млн ед.), объемы их списания по сроку службы сократились до минимальных за 6 лет значений и в ближайшей пятилетке не превысят 25–27 тыс. вагонов в год. Начало восстановления спроса на грузовые вагоны ожидается не раньше 2026-го. В результате, по экспертным оценкам, ежегодный объем внутреннего спроса на грузовой подвижной состав начиная с 2021 года может сократиться более чем в 2 раза, до 30 тыс. вагонов в год.

По нашему мнению, с наибольшими рисками при производстве специализированного подвижного состава придется столкнуться предприятиям, имеющим узкую линейку выпускаемой продукции, которые не смогут быстро перепрофилировать производство под выпуск востребованной в данный момент номенклатуры грузовых вагонов ввиду отсутствия необходимых рынку сертифицированных и поставленных на производство моделей.

Общим риском, который грозит ограничить сбыт продукции для всех вагоностроителей, является непрекращающийся рост цен на металлопродукцию, что неминуемо приведет к росту себестоимости грузового вагона и, как следствие, росту цены реализации, что негативно отразится на операторских компаниях.

 – Насколько реализуются экспортные перспективы у производителей специализированного подвижного состава? Есть ли потенциал роста экспорта продукции железнодорожного машиностроения?

 – В первую очередь хочу поблагодарить Минпромторг России и Российский экспортный центр (РЭЦ), которые в довольно короткие сроки разработали предложения по антикризисным мерам поддержки экспорта продукции отечественного производства, предусматривающие в том числе льготные кредиты и упрощение доступа к программам повышения конкурентоспособности.

Но в условиях, когда рынки лихорадит и многие страны периодически объявляют локдауны из-за очередной волны пандемии, сложно говорить о конкретных планах. Намерения и потенциал у отечественных вагоностроителей по экспортным поставкам имеются, но возможности зарубежных клиентов не всегда совпадают с их желаниями.

Хочу при этом отметить, что сейчас, как никогда раньше, наши заводы расширяют географию. Так, по вопросу поставок железнодорожной продукции ряд предприятий взаимодействует со странами ЕС, Северной и Латинской Америки, Ближнего Востока, Восточной и Юго-Восточной Азии. Важно подчеркнуть, что это работа сопряжена со значительными техническими изысканиями, поскольку в разных государствах различаются и ширина колеи, и требования к инфраструктуре. Не обходят стороной и страны постсоветского пространства, такие как Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан.

Но, к сожалению, эти вопросы находятся только в разработке, а это значит, что реализация продукции транспортного машиностроения, по крайней мере в ближайший год, будет опираться на внутренний спрос и спрос стран ЕврАзЭС.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions