+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.08.2025 13:38:05
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Спрос на лизинг вагонов сместился в сторону сделок для пополнения ликвидности

На фоне высокой ключевой ставки, укрепления рубля и снижения грузопотока основной интерес клиентов лизинговых компаний смещается от закупки новых вагонов к возвратному лизингу, рефинансированию, направленным на поддержание ликвидности и консолидацию активов, а также M&A-сделкам. Управляющий директор по лизингу подвижного состава ГК «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская в интервью «РЖД-Партнеру» рассказывает о ключевых тенденциях рынка в 2025 году.  
Спрос на лизинг вагонов сместился в сторону сделок для пополнения ликвидности

– Насколько изменился спрос на лизинг железнодорожного подвижного состава и вагонов в 2025 году по сравнению с 2024 годом? Какими сложились основные тенденции?

– ГК «ВТБ Лизинг» как универсальная лизинговая компания глубоко интегрирована почти во все крупнейшие рынки страны. Начиная с 2024 года все отрасли начали испытывать повышенное давление, а именно: резкое повышение ключевой ставки привело к сокращению инвестиционной активности и ослаблению финансовой устойчивости российских компаний в целом. Помимо этого, нынешнее укрепление национальной валюты привело к дополнительным финансовым трудностям для экспортных рынков и компаний. На протяжении 2025 года ситуация оставалась непростой: компании сокращали бизнес, расходовали накопленные подушки безопасности, привлекали дополнительную ликвидность под свободные активы, наращивая долг. Общие тренды в экономике, конечно, существенно затронули и железнодорожную отрасль. Цель основного спроса на лизинг в указанном сегменте в 2025 году заключается в пополнении оборотных средств через возвратный лизинг свободных активов или сделки TOP-UP – привлечение дополнительного долга под действующие амортизированные активы. Второй пул сделок – это миграция портфелей, то есть рефинансирование действующего лизинга.
И третий пул – M&A-сделки, направленные на закономерную консолидацию в условиях коррекции рынка.

– Какие типы грузовых вагонов сейчас наиболее востребованы у клиентов?

– Что касается новых вагонов, то в начале года еще были инерционные сделки, связанные с поставками полувагонов и 80-футовых вагонов-платформ. В настоящий момент сохраняется интерес к новым цистернам для нефтепродуктов.

Но, как я уже говорила выше, сейчас основной фокус сделок нацелен именно на пополнение ликвидности, поэтому в рефинансирование идут любые вагоны – свободные или с минимальным долгом. Так как в 2025 году существенно просел сегмент полувагонов, вагонов-платформ и крытых, то именно с этими родами подвижного состава проводится наибольшая часть сделок, целью которых является пополнение ликвидности или M&A.

– Насколько сбалансирован портфель лизинговых сделок в сегменте транспорта у вашей компании? Какие стратегические цели ставит перед собой «ВТБ Лизинг» в сфере лизинга подвижного состава на ближайшее время?

– ГК «ВТБ Лизинг» является крупнейшим лизингодателем в сегменте железнодорожного транспорта, при этом даже в условиях коррекции рынка портфель лизинговых сделок в данном сегменте остается у нас одним из наиболее сбалансированных и устойчивых. Мы стараемся применить весь накопленный опыт и возможности, чтобы помочь нашим клиентам достойно пройти данную фазу рынка и в перспективе развить свой бизнес. Наша основная задача – сохранить долгосрочное сотрудничество, поддержать финансовую устойчивость наших партнеров.

– Как повлияет снижение ставки ЦБ на рынок железнодорожного лизинга?

– Еще в начале года почти все операторы говорили только о снижении ключевой ставки как спасительной мере для их бизнеса, ведь каждый процент ключевой ставки – это от 80 до 150 рублей за вагон в сутки без НДС в стоимости владения парком. При этом сейчас одной из основных проблем являются объемы грузопредъявления и платежеспособности грузовладельцев. В большинстве случаев это компании, ориентированные на экспортные рынки, для которых существенно укрепившаяся национальная валюта и относительно низкие мировые цены на сырьевые товары приводят к снижению рентабельности и невозможности исполнения сервисных контрактов на ранее заключенных условиях. Помимо этого, постоянное увеличение тарифа РЖД приводит к тому, что действующие грузоотправители переходят на автоперевозки. Учитывая изложенное, для восстановления железно­дорожного сегмента одного снижения ключевой ставки будет недостаточно, хотя, безусловно, это даст в перспективе «глоток воздуха» действующему бизнесу.

Беседовала Вероника Сергеева

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions