– Предложение обсуждается уже не первый год и имеет как очевидные преимущества в виде возможности сократить простои контейнеров на терминалах в ожидании фитинговых платформ и повышения рентабельности использования полувагонов, так и негативные стороны. В частности, высокий риск повреждения контейнеров при погрузке в полувагон.
Помимо этого, следует учитывать, что скорость перевозки грузов в полувагонах по территории РФ значительно ниже, чем на фитинговых платформах. Кроме того, многие операторы фитинговых платформ в связи со значительным ростом рынка приобрели большой парк этой техники с использованием кредитных и лизинговых продуктов.
Резкое принятие решение о снятии запрета на отправку контейнеров в полувагонах может существенно повлиять на финансовое положение многих собственников платформ. Таким образом, это негативно отразится на рынке контейнерных перевозок в целом, и так переживающем сейчас сложный период.
– А как Вы в целом характеризуете рынок?
– Можно выделить несколько главных трендов. В первую очередь это переориентация значительного потока грузов из Китая с маршрутов deep sea через порты Северо-Запада и Прибалтики в порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы. Во-вторых, значительные трудности с согласованием отправки экспортных контейнерных поездов (особенно с пиломатериалами) из России в Китай через сухопутные погранпереходы.
Также стоит отметить сохраняющиеся высокие риски заторов и простоев импортных контейнеров из Китая на сухопутных погранпереходах и в портах Дальнего Востока. Они связаны как с объективно большим импортным грузопотоком, так и со сложностями в планировании и согласовании контейнерных поездов со стороны Китайской железной дороги.
– Какие есть пути решения этих проблем?
– Этому способствовало бы развитие инфраструктуры, в частности, открытие дополнительных сухопутных погранпереходов на границе Россия – Китай и Россия – Монголия для ускорения обработки растущего импортного и экспортного грузопотоков, в том числе переориентированного с других направлений. Также ситуацию могло бы улучшить усиление координации между КЖД и РЖД в части согласования планов по импортным и экспортным поездам, а также введение Китайскими железными дорогами понятных транспарентных механизмов и процедур выделения планов с различных китайских станций. В настоящее время там действует сложная и крайне непрозрачная система.
– Есть ли сейчас спрос на ускорение транзитного грузопотока внутри страны?
– В связи с политическими факторами многие европейские логистические компании частично снизили объем перевозимых по России контейнеров в пользу маршрута deep sea из Китая в европейские порты или смешанного маршрута по железной дороге и морю в обход России. Несмотря на то, что европейские поезда продолжают осуществлять перевозки по территории РФ, в перспективе их количество будет сокращаться.
– Насколько выгодно сегодня отправлять грузы ускоренными поездами?
– С точки зрения транзитного времени и стоимости доставка ускоренными контейнерными поездами (УКП) в течение нескольких последних лет представляет собой золотую середину между перевозкой морским и авиатранспортом. В зависимости от ситуации на рынке, наличия либо отсутствия заторов на погранпереходах конкурентоспособность перевозок УКП по сравнению с доставкой через порты Дальнего Востока может меняться. Однако в целом такие перевозки являются одними из наиболее стабильных по направлению Китай – Россия – Китай.
– В текущих условиях на какие именно продукты по доставке ускоренными поездами есть высокий спрос?
– В связи с приближением новогодних праздников и актуальностью перевозки сезонных грузов особенным спросом пользуются ускоренные контейнерные поезда с минимальными сроками доставки. Это поезда с наличием согласованного КЖД постоянного плана и отсутствием в маршруте морской фидерной составляющей.
– А насколько изменилась номенклатура грузов, перевозимых по сети?
– Мы не фиксируем существенных изменений номенклатуры грузов. Ранее многие импортеры осуществляли перевозку грузов как из стран Европейского союза, так и из Китая. Сейчас поставщики практически полностью перешли на китайских производителей товаров и оборудования.
– По Вашим оценкам, какие номенклатуры могут прирасти в перевозке по году?
– Значительно выросли объемы поставок из Китая автомобильных запчастей, автомобилей, различной химической продукции и оборудования.
Беседовала Наталья Гусаченко