+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.10.2025 16:12:27
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Появляются проекты, которые могут повысить востребованность танк-контейнеров

Танк-контейнерный рынок нуждался в консолидации, чтобы решать сообща отраслевые проблемы, придерживается мнения генеральный директор аналитического агентства Tank Container World Кирилл Болтаев. Он же возглавил появившуюся в мае Евразийскую ассоциацию танк-контейнерных операторов (ЕАТКО). Организация планирует заниматься развитием и продвижением танк-контейнеров, созданием новых российских стандартов сервиса на рынке, защищать интересы этого сегмента рынка. Подробнее о планах – в интервью РЖД-Партнеру.
Появляются проекты, которые могут повысить востребованность танк-контейнеров

– Кирилл Олегович, расскажите подробнее, что подтолкнуло на создание ассоциации? Каких участников рынка она объединяет? Зачем нужна консолидация?

– Начну издалека. В 2019 году проходил наш первый танк-контейнерный форум. Хотелось создать площадку, где компании могли бы обсудить острые моменты, поучаствовать в отраслевом нетворкинге. Тогда пришла мысль, что необходимо объединение, так как в отрасли накопились проблемы, для которых бизнес должен сам придумать решения и потом уже предложить их контролирующим и регулирующим органам. Среди острых вопросов рынок отмечал некачественный ремонт депо, проблемы с безопасностью на железной дороге, наличие «серых» моек танк-контейнеров, которые наносят ущерб экологии, портят оборудование.

После того форума к мысли об объединении возвращались, ее поддерживали в том числе крупные компании, но к конкретным действиям удалось перейти только недавно. Ассоциация начинает развиваться, у нас пока пять участников. Среди основателей – ЕАТКО транспортно-экспедиционная танк-контейнерная компания «Восточная магистраль», ООО «РокоНорд» (контейнерный терминал), ООО «РКО Техноальянс» (российский представитель компании GUARD), поставщик компонентов для танк-контейнеров).

– В одном из интервью ранее вы говорили, что цель Ассоциации – в популяризации танк-контейнера как транспортной единицы для химической, газовой, криогенной сфер. На текущий момент каков запрос у грузоотправителей на этот транспорт?

– Запрос активно-пассивный. Мы видим, что появляются проекты, которые могут повысить востребованность танк-контейнеров. Так, компания «Спецтрансгарант» (группа «СГ-Транс») рассказала про железнодорожную отправку метанола в танк-контейнерах повышенной вместимости. Но тут речь пока о коротких дистанциях. На длинном плече цистерна под этот продукт все равно выигрывает.

Достаточно большая перспектива у танк-контейнеров в перевозках СПГ. Есть танк-контейнерные проекты от заводов «РМ Рейл» и «Уралкриомаш». И есть несколько разработок – не только опытных образцов, но и продукции, которая готова завтра уже поехать. Компанией «H2 Тех» был разработан инновационный танк-контейнер «Криосейф-42» для перевозки водорода.

Криогенная тематика в России в целом развивается. Но здесь нужно госучастие в плане регуляторики и возможностей послабления для рынка – в ключевой ставке для приобретающих отечественное оборудование, в выгодных лизинговых программах. В целом это большой пласт работы, его в том числе будет выполнять ассоциация.

Востребованность химических танк-контейнеров зависит от спроса рынка. Но запрос на эти танк-контейнеры обеспечивает КНР.

– К слову, вы участвовали в прошлом году в семинаре РЖД-Партнера, посвященном контейнерным перевозкам, и говорили о том, что российские собственники танк-контейнеров начали размещать прямые заказы у китайских производителей, замещая тем самым западных производителей. Насколько налажен этот процесс взаимодействия с китайскими производителями танк-контейнеров сегодня?

– Я бы сказал, что сейчас идет спад производства танк-контейнеров по всему миру: китайцы не подтвердили всех своих объемов, которые они хотели произвести, арабские страны немного притормозили.

Да, химические танк-контейнеры китайцы сделали практически на весь мир. Их производство поставлено профессионально и доведено до автоматизма. К тому же государство постоянно внедряет преференции для заводов, которые активно экспортируют продукцию на внешние рынки. Если резюмировать, то данное оборудование имеет высокое качество и приемлемую стоимость и оно эффективно в эксплуатации.

Думаю, нам здесь не нужно кидаться на амбразуру и пытаться заместить эти продукты. У России есть ниша для развития отечественного продукции, это танк-контейнеры под спецгрузы, высокомаржинальные грузы – СПГ, водород, возможно, гелий.

 – Как бы вы обозначили положение танк-контейнерного рынка сейчас, какие вызовы он встречает в разных сегментах, в чем видятся драйверы роста и развития?

– Западные компании ушли с российского рынка, поэтому сейчас весь парк, который эксплуатируется в России, принадлежит российским компаниям.

Тренд, который мы отмечаем в 2025 году, – в России почти перестал ходить парк танк-контейнеров китайских операторов и экспедиторов. Страна обладает достаточным количеством парка для импортно-экспортных операций.

Мое агентство является партнером китайского объединения танк-контейнерных компаний (Tank Container Development Alliance, TCDA), куда входят более 250 компаний. Мы начали взаимодействовать с ними в 2022 году: помогали интегрироваться, заходить на заводы, помогали с хранением, обслуживанием танк-контейнеров.

Но взаимодействие все уменьшалось и дошло до того, что активная работа сейчас прекратилась. Как это было устроено раньше? Китайский завод продавал нашему химическому предприятию свое сырье, которое нужно для производства конечной продукции в России. Его нужно доставить с использованием танк-контейнеров. Китайцы планировали работать по прямым договорам, но возникли барьеры, связанные с коммуникацией на территории РФ (они не знали, как работать с РЖД, с терминалами и т. д.). И тогда сработал принцип взаимовыгодных интересов: у нас были компетенции, позволяющие помочь наладить коммуникации в стране, а у них – груз и оборудование для транспортировки. Но в дальнейшем происходило замещение их парка на российский за счет активных заказов на производство танк-контейнеров для нашего рынка. Также значительный перевес импорта над экспортом выявил проблему обратной загрузки танк-контейнера для отправки в Китай, что тоже повлияло на снижение активности.

В целом ситуация на рынке стабильна. Летом произошло определенное снижение объемов перевозок, но это сезонный спад, так как химические и нефтехимические предприятия находились на профилактике. Сейчас объемы выравниваются.

Если говорить о драйверах роста, то у нас есть большой потенциал по экспорту. Среди рынков, куда можно было бы везти продукцию в танк-контейнерах, не только Китай, но и Индия, Африка, Латинская Америка. Нам есть что продавать на экспорт, но есть и сложности в виде не очень конкурентоспособных цен, инфраструктурных барьеров. Нам нужно везти определенные объемы, чтобы собственники флота, который может перевозить танк-контейнеры, захотели запускать регулярные линии в обозначенные страны.

Относительно слияний и поглощений ситуация достаточно ровная, крупных сделок на рынке за последний год не было. Интересным для рынка остается вопрос, кто возьмет на себя такой большой актив, как «СГ-Транс».

– В последнее время активизируется законотворческая деятельность вокруг грузоперевозок по железной дороге. Какие из решений, на ваш взгляд, влияют на танк-контейнерный рынок или, может, еще не влияют, но есть такие риски?

– На нас влияет тариф РЖД на контейнеры, поэтому сейчас сидим и ждем, какие будут решения. Как и у сухих контейнеров, при изменении тарифа у нас экономика может измениться.

Еще одно опасение – возможный массовый переход контейнеров с фитинговых платформ на полувагоны. Надеемся, не будет допущено перевозки груженых танк-контейнеров в полувагонах.

К РЖД в целом у нас нет вопросов: Восточный полигон разгрузился, получение ГУ-12 идет нормально, заводы работают в плановом режиме, в нашей отрасли брошенных поездов нет – кризис 2022–2023 годов миновал.

– Ассоциация уже несколько месяцев работает. Какие-то вопросы, волнующие сообщество, уже удалось поднять?

– Пока Ассоциация только начинает свое развитие. Первые месяцы ее работы пришлись на летний сезон, когда бизнес-активность снижена. Мы успели уже подписать меморандум с Алюминиевой ассоциацией о взаимодействии для продвижения российского танк-контейнера на рынке. При поддержке ассоциации проведена специальная сессия PROTANK, посвященная производству танк-контейнеров различных типов, которая состоялась в рамках Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение. ЭКСПО».

В ноябре пройдет 7-й Международный танк-контейнерный форум, который тоже поддерживается ассоциацией. Планируем, что там произойдет расширение состава наших участников. Для компаний это пока новая инициатива, все присматриваются.

К нам уже поступают обращения – просят помочь в решении вопросов по линии РЖД, по линии покупки танк-контейнеров. Думаю, что в ближайшие полгода ассоциация покажет свою эффективность.

Беседовала Полина Карпович

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions