– Какое значение для строительства ВСМ имеет грузовой двор «Новоиерусалимской»?
– «Новоиерусалимская» – это подмосковный опорный перевалочный узел стройгрузов на Рижском ходу МЖД, который закрыл «короткое плечо» подвоза инертных грузов для стартовых работ ВСМ в Московской области. Площадка выведена в режим регулярной обработки инертных грузов, ее расчетная мощность – до 16,5 тыс. т в месяц (около 240 вагонов), что подтверждено МЖД.
МЖД восстановила и дооснастила существующий двор, что дешевле, чем строить новую базу с нуля, а также позволяет гибко наращивать объем при пиковых потребностях. Для запуска перевалки восстановлены мостки повышенного пути, устроено водоотведение, смонтировано освещение и перебазирован ковшовый погрузчик.
Первые вагоны со щебнем уже приняты. По месту в цепочке обеспечения ВСМ это не гигантская производственная база, а именно приемно-распределительный хаб «первой мили» в зоне активных работ 7-го этапа в Подмосковье, где Минтранс фиксирует развертывание строительно-монтажных операций (всего задействовано свыше 7 тыс. специалистов и 3 тыс. единиц техники). Задача хаба – стабильно подпитывать фронт работ инертными грузами, разгружая дальние плечи и сокращая время оборота подвижного состава.
Стратегические преимущества площадки – скорость и предсказуемость. Близость к фронту строек сокращает плечо автодоставки от станции до места работ, а месячная пропускная способность (15–16,5 тыс. т) дает стабильный ритм снабжения под строительные окна и параллельные виды работ.
– Говоря о цепочке, что в этой схеме – звенья?
– «Новоиерусалимская» дополняет более тяжелые звенья снабжения: производство рельсов для ВСМ (контракт РЖД – «Евраз» на 161 тыс. т с началом отгрузок в III квартале 2025 года), сварку рельсов на рельсосварочном предприятии № 1 ООО «РСП-М» (структура АО «Синара – Транспортные машины») в Петербурге, а также строящиеся заводы безбалластных плит в Тверской и Новгородской областях и производственный полигон балок в Ленобласти. Вместе они формируют сквозную логистику материалов – от изготовления ключевых компонентов до оперативной подвозки инертных грузов на участки прокладки и строительства искусственных сооружений, которых по трассе заявлено более двух сотен.
Такой сценарий вписывается в общую конфигурацию проекта: первый тестовый отрезок Зеленоград – Тверь рассчитан как полигон для обкатки систем, а полный ввод ВСМ Москва – Санкт-Петербург к 2028 году параллельно высвобождает мощности классической сети (до ~30 млн т грузов в год на разгруженных путях). В этой архитектуре «Новоиерусалимская» – ближний тактический узел снабжения фронта работ в Московской области, критичный именно на этапе массовых земляных, подготовительных и инфраструктурных операций.
Наконец, с ростом доли безбалластной плиты роль щебня смещается из «тела пути» в земляное полотно, временные дороги, дренажи и сопутствующие объекты, что делает именно такие ближние перевалочные узлы экономически оптимальными: они закрывают частые, но порционно небольшие по дальности плечи, сглаживают пики и снижают логистические риски на этапе интенсивного строительства в Подмосковье.
В целом это определяет «Новоиерусалимскую» как важный, но тактический элемент материально-технического обеспечения ВСМ рядом с Москвой, без которого трудно удержать график поставок инертных грузов в период массовых работ, пока тяжелая фабрикация рельсов и плит идет своим конвейером на заводах СЗФО/ЦФО и централизованных рельсосварочных мощностях.
– Может ли «Новоиерусалимская» в дальнейшем быть использована не только для перевалки щебня, но и для погрузки-разгрузки другой продукции для ВСМ?
– Да, потенциал «Новоиерусалимской» как грузовой площадки не ограничивается исключительно перевалкой щебня. Ее современная конфигурация и логистика позволяют рассматривать этот двор как многофункциональный перевалочный узел для различных видов стройгрузов, необходимых на этапах строительства ВСМ. Помимо инертных материалов это могут быть цемент, металлоконструкции, сборные элементы безбалластных плит, железобетонные балки и другие материалы, используемые при возведении искусственных сооружений и земляного полотна. Пропускная способность более 200 вагонов в месяц создает технологическую базу для расширения номенклатуры грузов без серьезных ограничений по инфраструктуре.
Стратегически РЖД может использовать «Новоиерусалимскую» как универсальный тактический хаб снабжения для подмосковного участка ВСМ. В условиях, когда заводы по производству плит и рельсовых скреплений размещены в Тверской, Новгородской и Ленинградской областях, а часть компонентов будет поступать с Урала, необходимость в промежуточных перевалочных узлах ближе к фронту работ только возрастет.
– Выполнение перевалочных работ никак не конфликтует с обычной работой направления, самой станции?
– К рискам относятся ограниченность санитарно-экологических коридоров в плотно застроенной зоне (пыль, шум, вывоз автотранспортом), то есть близость к жилой застройке и экологические требования, что потребует жесткого соблюдения норм при перевалке цемента и пылящих материалов.
Потенциально возможны конфликты с пригородным движением на Рижском ходе в периоды «окон», а также физические пределы пропускной способности самой площадки – одной ее мощности недостаточно для всего объема инертных грузов по трассе с сотнями мостов и эстакад, поэтому она должна работать в связке с другими узлами снабжения и заводами компонентов.
Также для эффективной работы площадке потребуется дополнительное оборудование, крытые склады и контейнерная инфраструктура. Однако сама логика проекта ВСМ подразумевает создание сетевой структуры перевалки стройгрузов, и в этом контексте «Новоиерусалимская» вполне способна превратиться из узла для щебня в гибкий распределительный центр для разных видов продукции, поддерживая высокую ритмичность поставок и минимизируя риски сбоев в снабжении.
Беседовала Анна Маничева


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



