– Роман Александрович, расскажите о составе участников заседания в Саранске и основных задачах?
– В работе приняли участие представители железнодорожных администраций и органов управления железнодорожного транспорта государств, входящих в Совет по железнодорожному транспорту, а также Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики. На повестке было 46 вопросов, регламентирующих функционирование грузового железнодорожного транспорта, его производство, ремонт и модернизацию.
– Какие из тем стали ключевыми?
– В числе приоритетных вопросов – согласование конструкторской документации на изготовление 15 новых моделей грузовых вагонов; актуализация и корректировка нормативов, регламентирующих техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов; ключевые этапы цифровизации в вагоностроении и вагоноремонте; создание Цифрового паспорта вагона и его ключевых узлов; оптимальное количество подвижного состава на сети и его состояние.
– Как прошла работа комиссии, удалось ли достичь консенсуса по большинству позиций?
– Заседание прошло в конструктивном ключе. Качественная предшествующая проработка вопросов экспертной и рабочей группами Комиссии вагонного хозяйства, а также самими железнодорожными администрациями позволила минимизировать количество разногласий. Принят ряд важных решений, которые станут основой для нашей дальнейшей работы по повышению качества продукции вагоностроения и повышению надежности подвижного состава, в том числе и прошедшего любые виды ремонта.
– Очень актуальная тема – цифровизация на сети железных дорог. У ряда вагоностроительных компаний уже есть наработки в этом направлении. Как Вы оцениваете дальнейшую реализацию этой темы?
– Вагоностроение и вагоноремонт – достаточно консервативные отрасли, и много лет применение исключительно бумажных носителей было стандартом. Мы все понимаем, что живем в век цифровизации и изменение этих догм стало необходимостью. Проделана большая подготовительная работа, было много дискуссий, в том числе и на этом заседании Комиссии вагонного хозяйства, и большим достижением я считаю наше единогласное решение о переходе на цифровой формат. Подчеркну, что это не вопрос далекой перспективы: в течение 2026 года на территории Российской Федерации использование бумажных носителей для фиксации и хранения информации по движению комплектующих и запчастей для производства и ремонта вагонов будет минимизировано. Уже подготовлено распоряжение.
– Были ли вопросы, по которым не удалось найти компромисс?
– Да, их два. Первый касается сокращения срока эксплуатации между ремонтами вагонов, которые находятся на единичном критерии – то есть только на сроке, без пробега. Это нужно для того, чтобы вагон не эксплуатировался сверх установленного предела. К примеру, производитель указывает 160 тыс. км межремонтного пробега, но мы регулярно сталкиваемся с ситуациями, когда эта цифра достигает 260–360 тыс. км. Это создает серьезные риски по безопасности железнодорожного движения. Несмотря на то, что общего решения пока не найдено, на территории Российской Федерации такая практика будет прекращена. С 1 октября мы начинаем контролировать пробег даже с единичным критерием. В этом нас поддержали надзорные органы.
Второй спорный вопрос касался колесных пар с осями, выпущенными до 1979 года. Если раньше нагрузка на ось составляла 21,5 тс, то сейчас – 23,5 тс. Соответственно, есть мнение, что их применение может быть небезопасным. Мнения разделились, поэтому участники комиссии решили отложить окончательное решение и вернуться к вопросу после доработки документов на следующем заседании Комиссии вагонного хозяйства. Тем не менее я уведомил присутствующих, что на территории России это требование будет действовать уже в ближайшее время, и при плановых видах ремонта колесные пары с осями, выпущенными до 1979 года, запрещены к использованию.
– Каких изменений ждать в сфере вагоноремонта в ближайшем будущем по итогам этого заседания комиссии вагонного хозяйства?
– Принято решение по техническому обслуживанию новых устройств и приборов, которые в составе вагона прибывают на ремонт. Зачастую обозначенные сроки их эксплуатации не соответствуют графикам осмотра подвижного состава. Теперь эти устройства будут маркироваться специальными бирками, что значительно облегчит работу вагоноремонтным предприятиям.
– Завершая работу, Вы посетили предприятия компании «РМ Рейл». Какое впечатление они оставили?
– Довелось бывать на производствах многих вагоностроительных компаний, в том числе иностранных, но на «РМ Рейл» – впервые. Скажу откровенно, впечатлен. Передовые технологии, роботизация – вы достигли большого прогресса. Что же касается социальной политики компании, особенно в части развития компетенций, подбора и мотивации персонала, социальных гарантий – очень многие практики достойны тиражирования в масштабах не только отрасли, но и страны. Признаюсь, много чего взял на вооружение лично для себя.
Беседовала Наталья Горнова


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



