– Можно выделить три направления использования IoT-технологий в железнодорожной отрасли.
Во-первых, IoT используется в работе с подвижным составом: пассажирские и грузовые вагоны, локомотивы, электропоезда. Технология позволяет контролировать их передвижение и местоположение для предоставления дополнительных сервисов пассажирам. Сотрудники компании могут использовать собираемые данные для более точного планирования своей деятельности, например разгрузки или погрузки. Помимо этого, собираемая с датчиков информация позволяет следить за техническим состоянием состава, прогнозировать предотказное состояние, чтобы предотвращать поломку тех или иных элементов. Это позволяет превентивно реагировать, повышать безопасность движения и снижать затраты за счет исключения потенциальных расходов на устранение неисправностей. Например, Trenitalia оснастила 9 тыс. единиц техники 6 млн датчиков, которые собирают информацию об эксплуатационных характеристиках поезда, и сократила бюджеты на ремонт на 8–10%.
Во-вторых, IoT используется для того, чтобы следить за железнодорожной инфраструктурой: путями, рельсами, стрелочными переводами, светофорами и др. С помощью датчиков можно следить за состоянием инфраструктуры в реальном времени и тоже прогнозировать предотказные состояния. Например, Deutsche Bahn установила датчики для распознавания вибрации и звука на железнодорожные пути, и в зависимости от звука проходящего подвижного состава или вибрации, которую он вызывает, может обнаружить дефекты как путей, так и самого состава.
И третье направление использования IoT – это работа с персоналом, в том числе обеспечение его безопасности. По данным аналитиков МИИТ, лишь 30% аварийных ситуаций при эксплуатации подвижного состава обусловлены его техническим состоянием, тогда как остальные 70% являются следствием влияния человеческого фактора. Наиболее эффективный способ решения этой проблемы – онлайн-мониторинг текущего состояния машиниста. Он позволит быстро среагировать на аварийные ситуации и экстренно их предотвратить. Еще один вариант использования технологии – контроль нахождения персонала в разрешенных/запрещенных зонах.
Однако сегодня важно смотреть на IoT шире и использовать его в связке с другими технологиями.
– Какими, к примеру? И какой эффект может дать подобное объединение?
– С искусственным интеллектом, машинным зрением, инструментами дополненной реальности и др. IoT – лишь единичная составляющая комплексного процесса цифровизации, а компаниям нужен бизнес-процесс, выстроенный с использованием нескольких технологий, как классических, так и инновационных.
– Вы могли бы привести пример подобного объединения технологий?
– Например, интернет вещей позволяет отслеживать нахождение сотрудников в опасных зонах на железнодорожном пути, а с помощью машинного зрения можно понять, сколько этих сотрудников, оснащены ли они средствами индивидуальной защиты, надеты ли на них светоотражающие жилеты.
Технологии интернета вещей могут быть важной частью сквозного бизнес-процесса компаний, например, информация об обнаружении дефекта с IoT-устройства может быть использована для автоматического создания ремонтного заказа, резервирования необходимого материала на складе и направления сотрудника к месту дефекта. Сотрудник получает информацию о дефекте в реальном времени, его локализации, и за счет интеграции с ERP-системой знает, какие работы нужно выполнить для его устранения и какие материалы и технические средства ему будут для этого нужны. Сотрудник может узнать о возможном отказе оборудования и прийти на место неисправности в смарт-очках. Их, например, использует в своей работе Deutsche Bahn. С их помощью специалисты компании могут связаться с коллегами в штаб-квартире технического обслуживания и решить возникшую проблему совместно. То есть мы видим уже комбинацию технологий для достижения наилучшего результата.
– Какие Вы видите перспективы внедрения IoT в железнодорожной отрасли России?
– Текущий уровень цифровизации российской железнодорожной отрасли уже достаточно высокий, и интернет вещей как одна из технологий в российской железнодорожной отрасли уже есть. Активное использование технологии loT, например, прописано в программе ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога», заявлена она и в проекте «Инновационная мобильность». В прошлом году «РЖД-технологии» и «РТ-Инвест» подписали меморандум о намерениях по созданию совместного предприятия, которое будет заниматься разработкой устройств сети LPWAN XNB и технологий в сфере интернета вещей в сегменте транспорта и логистики.
В целом среди главных векторов развития отрасли к 2025 году ее участники обозначают улучшение цифровой инфраструктуры, создание единого информационного пространства грузовых перевозок и логистики.
Беседовала Юлия Чернышевская