+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.10.2023 14:35:07
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Импортные авто: едем из Китая по рельсам

Контейнерный поезд, заполненный автомобилями производства КНР – важный шаг к восстановлению российского авторынка. Неслучайно и то, что хабом для груза выступил Нижний Новгород. Подробности РЖД-Партнеру рассказал Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ.
Импортные авто: едем из Китая по рельсам

– На станцию Доскино (Нижний Новгород) прибыл первый контейнерный поезд из Китая с легковыми автомобилями. Есть ли перспективы у такого способа перевозки авто из Китая или он уступает иным вариантам?
– Если говорить в целом про перевозки, то автомобили из Китая ввозили в Россию на протяжении нескольких лет, но в общей массе грузов это были единичные экземпляры. Количество маршрутов тоже было небольшим.
В 2022 году значимость железнодорожных перевозок возросла в связи с ограничением морских маршрутов. Партнеры из КНР уже с лета начали вести активные переговоры с российскими ведомствами о расширении маршрутов и объемов железнодорожных перевозок. Тем более, что доставка автомобилей поездами на 25% дешевле в сравнении с затратами на грузовые авиаперевозки. Сейчас, как следует из данных Дальневосточной железной дороги, автомобили и комплектующие к ним, ввезенные из Китая в Россию, достигли 148 тысяч контейнеров – это в два раза больше, чем год назад.
Со стороны Китая растет число пунктов, из которых отправляются поезда, груженые автомобилями. Например, в середине апреля из Харбина был запущен первый грузовой поезд с автомобилями китайских марок. В этой партии было 165 легковых машин.

Железнодорожники улучшили инфраструктуру

– Под прибытие поезда в Нижний Новгород потребовалось модернизировать инфраструктуру. Можно было выбрать иную станцию, с готовой инфраструктурой?
– На фоне ограничения морских грузоперевозок изменилась география транспортных хабов. Так, с ростом параллельного импорта ряд товаров, которые оседали на московских складах, начали напрямую попадать в Екатеринбург. Любой крупный город, оказавшийся на пути Восточного полигона, становится таким хабом. И Нижний Новгород – не исключение. Это удобнее с точки зрения логистики – нужно быстрее освобождать поезда и контейнеры для дальнейшей перевозки грузов.
Однако как быстро будут расти объемы перевозок, зависит от двух факторов. Во-первых, китайские партнеры не всегда оперативно удовлетворяют заявки на использование контейнерных поездов. Разница между спросом и предоставляемыми объемами может достигать нескольких десятков раз. Вторая проблема – это недостаточная мощность самого Восточного полигона. Все грузоотправители не раз отмечали, что мощностей не хватает и для отправки, и для приема грузов. В связи с этим, кстати, президент Владимир Путин поручил построить Северо-Сибирскую магистраль, но это вопрос не скорый.
Есть еще один маршрут доставки грузов, как из Китая, так и из Индии – коридор «Север–Юг», но часть его маршрута проходит через территорию других стран только на бумаге.
Полагаю, что пока транспортная стратегия будет базироваться на том, что доставляемые грузы (те же автомобили) будут сбрасываться в новых хабах, одним из которых и стал Нижний Новгород, для дальнейшего распространения по соседним регионам. Поэтому РЖД в первую очередь и модернизирует терминалы на пути Восточного полигона для того, чтобы хоть как-то ускорить процесс.

Что хочет покупатель?

– Ожидается ли в ближайшее время увеличения числа китайских авто на рынке?
– Безусловно, объемы китайских автомобилей на российском рынке будут расти, поскольку российский автопарк нуждается в обновлении, а внутренних мощностей не хватает для того, чтобы нарастить выпуск к уровню 2021 года.
Например, АвтоВАЗ пообещал за август выпустить 650 машин Lada Largus (примерно 21 машина в день – прим.ред.) – за 6 месяцев года продано почти 173 тыс. автомобилей LADA.
В 2022 году производственных мощностей АвтоВАЗа хватило на выпуск 202 289 всех марок легковых автомобилей. Для сравнения, только Volkswagen Group Rus на двух площадках (в Калуге и Нижнем Новгороде) в 2021 году выпустили более 170 тыс. автомобилей.
Поэтому импорт китайских машин сейчас крайне востребован. Более того, объем ввезенных из КНР машин сопоставим на сегодня с объемами поставок всех импортных автомобилей. Однако китайские автопроизводители, мягко говоря, не заинтересованы не только во встраивании в систему локализации, но даже в рекламном продвижении автомобилей. Что не удивительно в условиях сильно сократившегося ассортимента.
С другой стороны, правительство России на сегодня проводит политику протекционизма именно в отношении российского автопрома. Федеральные чиновники не раз акцентировали внимание больше на продукции «АвтоВАЗа», чем «Москвича». Поэтому не думаю, что в этих условиях следует ожидать каких-либо послаблений для китайских производителей. В долгосрочной перспективе скорее, всё будет наоборот.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions