+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.09.2025 17:34:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Взгляд через коэффициент концентрации: как меняется конкуренция на рынке операторов

Одним из вариантов оценки состояния рынка является индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Это показатель, который используется для оценки конкуренции в определенных отраслях или секторах экономики. Применить его можно и для оценки состояния различных сегментов рынка грузовых вагонов. С такой меркой к ним на конференции «Операторский бизнес: экономика, качество, технологии», организатором которой выступил журнал РЖД-Партнер, подошел руководитель Информационного центра операторов Николай Михайлов.
Взгляд через коэффициент концентрации: как меняется конкуренция на рынке операторов

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет сумму квадратов долей рынка всех продавцов. В случае монополии он равен 10 000, в состоянии, близком к совершенной конкуренции, стремится к нулю. В соответствии со значениями, которые принимает HHI, рынки принято классифицировать так: от 2000 до 10 000 – концентрация высокая, от 1000 до 2000 – средняя, меньше 1000 – низкая.

Полувагон

Сегмент полувагонов всегда был высококонкурентным. Росло количество вагонов, количество операторов. HHI показывал тренд на снижение концентрации.

Если смотреть, как этот индекс менялся в течение последних десяти лет, то можно заметить, что сегмент прошел через два периода повышения уровня концентрации. Там в нем отражались шоковые периоды: 2015–2016 годы, что эксперт связывает с действием запрета на эксплуатацию продленных вагонов, и кризисный период 2020 года. Текущий период также отмечен повышением уровня концентрации.

«Уровень концентрации в 2025 году начинает немного возрастать, но не резко, как было до этого. Это связано с общим снижением темпов развития экономики, нестабильностью, которая не дает делать хорошие прогнозы – достаточные для инвестиций, и избыток или профицит подвижного состава, который сейчас существует, что делает все сделки на рынке достаточно рискованными. Уровень концентрации растет, но не так ярко, как это было в предыдущие шоковые периоды», – прокомментировал Н. Михайлов.

Нефтебензиновые цистерны

Здесь динамика объема перевозок и количества вагонов постепенно сокращается, как и количество операторов на рынке, говорит эксперт. В первую очередь уходят мелкие компании, крупные сохраняются на рынке. Эта структурная тенденция отражалась в последнее десятилетие на индексе концентрации – он большую часть времени рос. Присутствует также реакция на шоковые явления, несмотря на разницу в тенденциях с теми же полувагонами: рост сменялся снижением, но временным.

«Сейчас, начиная с 2022 года, тренд сломался, концентрация затормозилась и последний год даже начала снижаться», – говорит эксперт.

Фитинговые платформы

У этого сегмента до последнего времени наблюдался стабильный рост в объемах перевозок, в количестве подвижного состава, в количестве операторов.

«Высокие темпы роста перевозок привлекали на рынок большое количество новых игроков. Они закупали новый подвижной состав, в соответствии с этим концентрация, которая в начале была высокой, то есть более половины рынка занимал один оператор, опустилась до низких значений. Сегмент стал достаточно конкурентным», – оценивает Н. Михайлов.

Даже не все шоковые моменты, согласно графикам, представленным экспертом, отразились на поведении показателя конкуренции – так, снижение, хотя и более плавное, происходило и в кризисном начале 2020-х. В последние годы можно заметить более четко просматривающуюся тенденцию к замедлению снижения индекса концентрации. В перспективе возможна видимая смена тренда на снижение: «Если бы не тормозящие процессы (общее низкие темпы роста экономики, высокая ключевая ставка), то перелом тренда был бы еще более заметен. Если объемы перевозок в контейнерах по железной дороге продолжат снижаться, то мы вполне можем увидеть рост концентрации в этом сегменте».

Зерновозы

Этот сегмент рынка также, как и сегмент фитинговых платформ, отличался стремительным ростом в основных рассматриваемых параметрах: был рост объема перевозок, было приобретение нового подвижного состава. Но вот количество операторов росло не так быстро, заметил Н. Михайлов. Сейчас особого роста не отмечается по анализируемым характеристикам, в объемах перевозок – снижение.

«После первого снижения уровня концентрации в 2015–2016 годах, можно сказать, он стабилизировался и менялся слабо. Нет ярко выраженных перерывов тренда», – пояснил спикер.

Крытые вагоны

Как и у нефтебензиновых цистерн, объемы перевозок крытыми вагонами снижаются, даже несколько большими темпами, оценивает Н. Михайлов.

Количество вагонов практически не меняется с начала 2020 года, как и количество операторов, держится примерно в одном диапазоне.

«Сегмент остается высококонкурентным, с низкой концентрацией, с небольшим трендом на еще большее уменьшение. При этом шоковые явления, так как рынок высококонкурентный, отражаются на показателе концентрации. Предыдущие шоки тоже хорошо видны», – объясняет спикер.

Тенденции дальше

Как отметил Н. Михайлов, за последние 5 лет структура рынка операторов изменилась: произошло смещение в сторону огосударствления. Доля операторов с госучастие выросла – с 20% в 2021 году до 36% в 2025 году. Сегмент независимых операторов наоборот сузился: с 46% в 2021 году до 31% в 2025 году.

Это логичная тенденция, считает спикер. Риски и неопределенности, которые возникают на рынках высокой конкуренции по большинству сегментов, заставляют частные инвестиции покидать эти самые рынки в шоковые периоды.

«Полагаю, что данная тенденция продолжится, но ее скорость будет зависеть как от направления движения экономики, так и от геополитических изменений», – резюмировал эксперт.

 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions