Согласно актуальным данным, вдоль трассы ВСМ запланировано 16 остановок, из которых 14 будут пассажирскими. Весь маршрут строится «с нуля», включая вокзалы и станции – таким образом, проект не просто опирается на существующую инфраструктуру, а формирует абсолютно новую логистическую ось между двумя столицами.
Пассажирские остановки будут равномерно распределены вдоль маршрута. В Москве поезда будут отправляться с Ленинградского вокзала, а также проходить через Рижскую и Петровско-Разумовскую станции. На территории Подмосковья и далее на северо-запад следуют Зеленоград-Крюково, Высоково, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Валдай, Великий Новгород, Жаровская, Южный, и конечной точкой станет Санкт-Петербург-Главный. Названия ряда станций могут быть уточнены на стадии финального проектирования, как сообщили в информационном центре ВСМ.
Проектная логика предусматривает не просто фиксированные остановки, а гибкую схему движения, разделяющую поезда на два основных типа – скоростные экспрессы, следующие с минимальным количеством остановок, и поостановочные составы, обеспечивающие доступ к большинству пунктов. Такая модель, как отмечает начальник научно-образовательного центра независимых комплексных транспортных исследований РУТ (МИИТ) Алексей Колин, используется на высокоскоростных магистралях в Японии, Германии и Италии, позволяя совместить эффективность и охват.
В пользу продуманной архитектуры ВСМ говорит и прогнозируемое время в пути. По предварительным расчетам, дорога от Москвы до Твери займет 39 минут, до Валдая – 1 час 15 минут, до Великого Новгорода – 1 час 41 минуту, а полный маршрут до Санкт-Петербурга составит 2 часа 15 минут. Это не только быстрее, чем у текущих «Сапсанов», но и в перспективе может изменить транспортную географию Центральной России.
Для поддержания высокого темпа на всем протяжении маршрута предусмотрены технические решения, минимизирующие задержки: поостановочные поезда будут пропускать экспрессы через боковые пути, что позволит последним сохранять крейсерскую скорость даже при высокой плотности движения. Как поясняет А. Колин, благодаря этой системе «время в пути для транзитных пассажиров останется минимальным, а для регионов – сохранится доступность».
Отдельной темой остается остановка вблизи Великого Новгорода – одной из наиболее обсуждаемых. Запланированная на удалении от центра города, она вызвала критику, учитывая существующее сообщение через электропоезда «Ласточка». Однако, как подчеркивает А. Колин, текущее расписание не удовлетворяет спрос: «Количество электропоездов в сообщении Санкт-Петербург – Великий Новгород невелико (всего 2–3 пары в сутки), а со стороны Москвы в Новгород дневные электропоезда не курсируют вовсе (есть только ночной поезд)».
По мнению эксперта, включение Новгорода в маршрут ВСМ повысит региональную связанность. Интервал движения поездов, делающих там остановку, составит 1–2 часа, а со временем может сократиться. В то же время А. Колин подчеркивает необходимость развития и традиционного железнодорожного сообщения, включая продление маршрутов электропоездов до существующего вокзала в центре Великого Новгорода с помощью новых соединительных веток.
Финансирование проекта также масштабно: по разным оценкам, на строительство ВСМ будет выделено не менее 627,9 млрд рублей, а запуск первого этапа ожидается к 2028 году. Таким образом, спустя почти 30 лет с момента первых обсуждений, Россия приближается к созданию полноценной высокоскоростной железнодорожной системы европейского уровня.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



