+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.09.2025 11:19:23
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург: как повлияют 16 остановок на скорость и транспортную доступность

Проект первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург продолжает вызывать интерес как в транспортном сообществе, так и среди широкой аудитории. В условиях, когда реализация маршрута с расчетной скоростью до 400 км/ч фактически стартовала, ключевым предметом обсуждений становится вопрос: как сочетать рекордное время в пути и полноценную транспортную доступность для регионов?

Согласно актуальным данным, вдоль трассы ВСМ запланировано 16 остановок, из которых 14 будут пассажирскими. Весь маршрут строится «с нуля», включая вокзалы и станции – таким образом, проект не просто опирается на существующую инфраструктуру, а формирует абсолютно новую логистическую ось между двумя столицами.

Пассажирские остановки будут равномерно распределены вдоль маршрута. В Москве поезда будут отправляться с Ленинградского вокзала, а также проходить через Рижскую и Петровско-Разумовскую станции. На территории Подмосковья и далее на северо-запад следуют Зеленоград-Крюково, Высоково, Новая Тверь, Логовежь, Садва, Выползово, Валдай, Великий Новгород, Жаровская, Южный, и конечной точкой станет Санкт-Петербург-Главный. Названия ряда станций могут быть уточнены на стадии финального проектирования, как сообщили в информационном центре ВСМ.

Проектная логика предусматривает не просто фиксированные остановки, а гибкую схему движения, разделяющую поезда на два основных типа – скоростные экспрессы, следующие с минимальным количеством остановок, и поостановочные составы, обеспечивающие доступ к большинству пунктов. Такая модель, как отмечает начальник научно-образовательного центра независимых комплексных транспортных исследований РУТ (МИИТ) Алексей Колин, используется на высокоскоростных магистралях в Японии, Германии и Италии, позволяя совместить эффективность и охват.

В пользу продуманной архитектуры ВСМ говорит и прогнозируемое время в пути. По предварительным расчетам, дорога от Москвы до Твери займет 39 минут, до Валдая – 1 час 15 минут, до Великого Новгорода – 1 час 41 минуту, а полный маршрут до Санкт-Петербурга составит 2 часа 15 минут. Это не только быстрее, чем у текущих «Сапсанов», но и в перспективе может изменить транспортную географию Центральной России.

Для поддержания высокого темпа на всем протяжении маршрута предусмотрены технические решения, минимизирующие задержки: поостановочные поезда будут пропускать экспрессы через боковые пути, что позволит последним сохранять крейсерскую скорость даже при высокой плотности движения. Как поясняет А. Колин, благодаря этой системе «время в пути для транзитных пассажиров останется минимальным, а для регионов – сохранится доступность».

Отдельной темой остается остановка вблизи Великого Новгорода – одной из наиболее обсуждаемых. Запланированная на удалении от центра города, она вызвала критику, учитывая существующее сообщение через электропоезда «Ласточка». Однако, как подчеркивает А. Колин, текущее расписание не удовлетворяет спрос: «Количество электропоездов в сообщении Санкт-Петербург – Великий Новгород невелико (всего 2–3 пары в сутки), а со стороны Москвы в Новгород дневные электропоезда не курсируют вовсе (есть только ночной поезд)».

По мнению эксперта, включение Новгорода в маршрут ВСМ повысит региональную связанность. Интервал движения поездов, делающих там остановку, составит 1–2 часа, а со временем может сократиться. В то же время А. Колин подчеркивает необходимость развития и традиционного железнодорожного сообщения, включая продление маршрутов электропоездов до существующего вокзала в центре Великого Новгорода с помощью новых соединительных веток.

Финансирование проекта также масштабно: по разным оценкам, на строительство ВСМ будет выделено не менее 627,9 млрд рублей, а запуск первого этапа ожидается к 2028 году. Таким образом, спустя почти 30 лет с момента первых обсуждений, Россия приближается к созданию полноценной высокоскоростной железнодорожной системы европейского уровня.

В целом наличие 14 пассажирских остановок на маршруте ВСМ не исключает возможность поддержания высокой скорости сообщения – при условии четко организованного графика, технологических решений для обгона и разделения поездов по категориям. Такой подход позволяет обеспечить как сокращение времени в пути между Москвой и Санкт-Петербургом, так и доступ к инфраструктуре для жителей регионов, через которые пройдет магистраль.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions