+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.10.2025 11:43:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Высокая скорость диктует свои стандарты

Организация высокоскоростного движения поездов представляет собой серьезный вызов, требующий новых подходов к обеспечению безопасности. Об этом говорилось на состоявшейся на прошлой неделе в Российском университете транспорта отраслевой научно-практической конференции.
Высокая скорость диктует свои стандарты

На четырех китах

Подходы, в настоящее время разрабатываемые относительно организации движения поездов со скоростью свыше 250 км/ч, пока не подтверждены опытной эксплуатацией в реальных условиях. «Мы оставляем этот риск на будущую эксплуатацию», – предупредил председатель совета директоров АО «Синара – транспортные машины» Александр Мишарин.

Перед разработчиками проекта ВСМ и будущими эксплуатантами стоят такие задачи, как обеспечение скорости до 360 км/ч и тактового движения. При скорости 360 км/ч межпоездной интервал может составить 15 минут, но в реальности может быть и 5-7 минут, говорит А. Мишарин, поэтому должна быть быстрая реакция на возможные нарушения и отказы.

При создании ВСМ, продолжает он, целесообразно опираться на заслуживающую внимание международную теорию и практику. В частности, существует стандарт IЕС 62278, который вбирает принципы управления эксплуатационным процессом и состоит из 4 составляющих: надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности или RAMS (reliability, availability, maintainability, safety).

Система менеджмента RAMS как раз применима для выхода на разработку и серийное производство техники и оборудования нового типа. Немаловажно, что помимо концептуальных идей, она имеет количественное измерение.

Например, среднее время между отказами для критических систем должно быть не менее 100 тыс. часов, а отношение времени готовности к общему времени – не ниже 99,95% для систем сигнализации, приводит пример А. Мишарин. Крайне необходимо, чтобы среднее восстановление в отказе движения поездов не превышало 2 часов. Эти требования важно закладывать еще на этапе проектирования высокоскоростной магистрали.

Отдельного внимания требует формирование карты рисков, причем их оценка не должна ограничиваться исключительно финансовой стороной вопроса.

«Мы всегда риски оцениваем с точки зрения, хватит денег или не хватит. Нет, когда мы создаем систему, в которой не закончены ОКР`ы, когда она впервые создается в России, нельзя только с точки зрения банка оценивать риски. Нужно их оценивать с точки зрения надежности, безопасности, ремонтопригодности и в том числе стоимости жизненного цикла», – убежден председатель совета директоров СТМ.

С солидарной ответственностью

Объединение производителей железнодорожной техники, в свою очередь, готовит методические рекомендации по отдельным аспектам внедрения RAMS, в том числе ориентированные на управление рисками, сообщил президент ОПЖТ Валентин Гапанович.

Чтобы минимизировать снижение надежности, важна взаимоувязанность различных элементов инфраструктуры и подвижного состава.

«Чего нет в РФ в принципе вообще? Мы этим занимались, но, видимо, недостаточно плотно, – это уровень полноты безопасности. Это принципиальный вопрос, без которого невозможно реализовать ни высокоскоростное движение, ни тем более движение беспилотное, которое планируется реализовать в РЖД», – подчеркнул президент ОПЖТ.

Например, широко известны такие приборы безопасности на локомотивах, как КЛУБ-У и БЛОК, которые при нарушении локомотивной бригадой правил, норм ведения поезда и т. п. должны предупредить машиниста либо уже подать сигнал на автоматическое торможение состава. На практике не всегда такие устройства помогали избежать негативных последствий.

Происходит нарушение, к примеру, локомотив совершает проезд на запрещающий светофор. Система подает сигнал на остановку, но не срабатывает электропневматический клапан автостопа (ЭПК 150), потому что последний не находится в рассматриваемой системе управления рисками, говорит В. Гапанович.

Важен и другой подход. К разработке ВСМ-поезда и объектов инфраструктуры сегодня привлечено большое количество поставщиков комплектующих. Вместе с тем целесообразно, чтобы при постройке того же подвижного состава учитывалась не только его надежность в целом, но и составных частей, подчеркивает президент ОПЖТ. Необходимо, чтобы их производители также находились в ответственном положении и давали гарантию на свою продукцию, резюмировал он.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions