+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2025 12:44:04
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ВСМ реализуют с помощью промышленного государственно-частного партнерства

Уже в 2024 году были определены все участники проекта, включая строителей инфраструктуры, производителей техники и инвесторов, а также подписаны необходимые соглашения. Эксперты рынка оценили подход к реализации проекта на принципах ГЧП и его эффективность в масштабах ВСМ.

Государственно-частное партнерство представляет собой совместную работу государства и частного бизнеса над инфраструктурными проектами. При таком формате участники распределяют между собой как обязанности, так и риски. Для реализации проекта необходимо соблюдение нескольких ключевых условий: проект должен иметь федеральное значение, соответствовать требованиям технологического суверенитета и предполагать инвестиции от 10 млрд руб.

По мнению Екатерины Ереминой, руководителя общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченном по защите прав предпринимателей Москвы, у ГЧП есть как преимущества, так и недостатки. К плюсам относятся привлечение частных инвестиций, снижение нагрузки на государственный бюджет и доступ к современным технологиям. Среди минусов – сложность согласования интересов государства и бизнеса, а также риск невыполнения обязательств частными компаниями.

Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков подчеркивал, что выбор реализации ВСМ в формате ГЧП обусловлен, во-первых, длительным сроком окупаемости, что затрудняет их финансирование через традиционные банковские механизмы. В то же время ГЧП – это возможность предоставления капитальных грантов, субсидий на гарантированную доходность и обеспечение долгосрочного спроса.

Финансирование проекта было распределено следующим образом:

  • Фонд национального благосостояния вкладывает 300 млрд руб. через облигации концессионера на 25 лет под 1% годовых.
  • Учредители компании-концессионера вносят 330 млрд руб.

  • Негосударственные пенсионные фонды инвестируют до 450 млрд руб.

  • Банковский синдикат во главе со Сбербанком предоставляет более 1 трлн руб.

  • РЖД включают расходы на ВСМ в свою инвестиционную программу до 2028 года.

По мнению юриста-эксперта Олеси Белоусовой, государственные гарантии делают проект более привлекательным для банков, позволяя привлекать заемные средства на особых условиях проектного финансирования. Бизнес, в свою очередь, заинтересован в стабильном доходе от эксплуатации поездов и расширении производственных мощностей (производство поездов поручено холдингу «Синара – Транспортные машины»). Банки видят в проекте возможность для долгосрочного инвестирования благодаря государственным гарантиям и предсказуемой финансовой модели.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions