Государственно-частное партнерство представляет собой совместную работу государства и частного бизнеса над инфраструктурными проектами. При таком формате участники распределяют между собой как обязанности, так и риски. Для реализации проекта необходимо соблюдение нескольких ключевых условий: проект должен иметь федеральное значение, соответствовать требованиям технологического суверенитета и предполагать инвестиции от 10 млрд руб.
По мнению Екатерины Ереминой, руководителя общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченном по защите прав предпринимателей Москвы, у ГЧП есть как преимущества, так и недостатки. К плюсам относятся привлечение частных инвестиций, снижение нагрузки на государственный бюджет и доступ к современным технологиям. Среди минусов – сложность согласования интересов государства и бизнеса, а также риск невыполнения обязательств частными компаниями.
Первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков подчеркивал, что выбор реализации ВСМ в формате ГЧП обусловлен, во-первых, длительным сроком окупаемости, что затрудняет их финансирование через традиционные банковские механизмы. В то же время ГЧП – это возможность предоставления капитальных грантов, субсидий на гарантированную доходность и обеспечение долгосрочного спроса.
Финансирование проекта было распределено следующим образом:
- Фонд национального благосостояния вкладывает 300 млрд руб. через облигации концессионера на 25 лет под 1% годовых.
-
Учредители компании-концессионера вносят 330 млрд руб.
-
Негосударственные пенсионные фонды инвестируют до 450 млрд руб.
-
Банковский синдикат во главе со Сбербанком предоставляет более 1 трлн руб.
-
РЖД включают расходы на ВСМ в свою инвестиционную программу до 2028 года.
По мнению юриста-эксперта Олеси Белоусовой, государственные гарантии делают проект более привлекательным для банков, позволяя привлекать заемные средства на особых условиях проектного финансирования. Бизнес, в свою очередь, заинтересован в стабильном доходе от эксплуатации поездов и расширении производственных мощностей (производство поездов поручено холдингу «Синара – Транспортные машины»). Банки видят в проекте возможность для долгосрочного инвестирования благодаря государственным гарантиям и предсказуемой финансовой модели.
III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



