+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.12.2017 10:32:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Влияние тарифного регулирования на выбор параметров вагонов хопперов

Современный процесс разработки конструкции вагонов опирается не только на требования нормативно-технической документации по проектированию и безопасности, а также учитываются факторы тарифного регулирования для обеспечения эффективности организации перевозки на железнодорожном транспорте и минимизации стоимости его оперирования.
Действующие параметрические модели построения тарифов разработаны в соответствии со сложившейся методологией их формирования и исследованиями, выполненными ВНИИЖТ, МИИТ, ИПЭМ и других научно-исследовательских организаций. В их основе заложена себестоимость перевозок грузов широкой номенклатуры по операциям перевозочного процесса. Себестоимость разработана как для условий порожнего, так и груженого вагона в общесетевых условиях его эксплуатации на инфраструктуре ОАО «РЖД». В основе расчета себестоимости перевозок использовались исследования профессора, д.э.н. Абрамова А.П. («Затраты железных дорог и цена перевозки»), Кренина А.В. («Транспортные тарифы в СССР»), ак. Хачатурова Т.С., профессора, д.э.н. Терешиной Н.П. и других ученых и специалистов.

В основе методики расчета себестоимости перевозки, используемой в действующем Прейскуранта № 10-01, учитывается:

- методика постатейного распределения расходов между НКО (начально-конечные операции) и ДО (движенческие операции) в части инфраструктуры и тяги;

- порядок распределения расходов, отнесенных на ДО, на установленные измерители «тонно-километр брутто» и «вагоно-километр»;

- система постатейного распределения расходов по грузовым перевозкам на измерители перевозочной работы, а также систему расчета УРС (укрупненных расходных ставок), используемых в параметрических моделях себестоимости;

- порядок распределения стоимости начально-конечных операций между гружеными и порожними вагонами.

- влияние технических параметров вагона на тарифообразование.

Объектом рассмотрения данной статьи является оценка влияния технических характеристик вагона на тарифную составляющую перевозки. Наибольший интерес представляют технические параметры вагонов-хопперов для насыпных грузов, в которых перевозятся зерно, минеральные удобрения, цемент и др. грузы. Эта группа вагонов относится к классу специализированного подвижного состава.

На долю вышеуказанных вагонов-хопперов по состоянию на декабрь 2017 г. приходится около 10 % всего парка, зарегистрированного в автоматизированной базе данных вагонов СНГ. Из них большая часть (более 65%) осуществляет перевозки зерновых культур и минеральных удобрений парка хопперов). В связи с этим остановим свое внимание на этом сегменте (рис.1 и рис.2).

Динамика парка вагонов-хопперов в период с 2010-2017 (1).jpg
Динамика погрузки в вагоны хопперы в период с 2013-2017.jpg

Основными потребителями таких вагонов являются крупнейшие компании химического и агропромышленного комплекса, которые заинтересованы в снижении своих издержек на перевозку вышеуказанной продукции.

В настоящее время конструкция вагонов совершенствуется. С 2014 г. в парке подвижного состава стран СНГ появились вагоны-хопперы с повышенной осевой нагрузкой до 25 тс. Динамика данного парка за 2014-2017* гг. представлена на рис.3.

При проектировании новых вагонов, обеспечивающих эффективность перевозок, следует учитывать специфику перевозимых грузов и особенности инфраструктуры клиентов. Однако, в условиях конкуренции одним из определяющих факторов проектирования вагонов является также адаптация параметров вагона к тарифному регулированию с целью обеспечения минимальной стоимости перевозимого груза.

Основные параметры, влияющие на снижение затрат перевозчика, представлены в упрощенном виде на рис. 4.

Динамика парка вагонов-хопперов с осевой нагрузкой 25 тс (1).jpg

Грузоподъемность, масса тары и количество осей – определяют погрузку в вагон, осевую нагрузку вагона. Влияют на величину ставки за движенческие операции. В

существующей тарифной схеме для вагонов-хопперов заложена сложившаяся грузоподъемность на момент разработки Прейскуранта, соответственно погрузка выше данного значения приводит к существенной экономии провозной стоимости 1 т груза.

География курсирования – определяется тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения с учетом правил определения тарифных расстояний. В формуле тарифной схемы учитывается коэффициент, корректирующий стоимость движенческих операций в зависимости от расстояния перевозки. Анализ показывает, что в современных условиях при средней дальности перевозки насыпных грузов в рассматриваемом типе вагонов, равное 930 км средняя стоимость перевозки в хопперах составляет 352 руб./т.

Эксплуатационные параметры – устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая, сборная повагонная или отправка в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД), тип и принадлежность вагона.

Перечень перевозимых грузов – определяет специализацию вагона. Уточняется позиция ЕТСНГ для данного груза и масса груза, принимаемая для расчета плат, а при повагонной, групповой, маршрутной отправках - тарифный класс груза.

Признак инновационности – учитывает наиболее передовые параметры вагона (увеличенные межсервисные интервалы, повышенная осевая нагрузка, воздействие на путь). Данный признак учтен в тарифной схеме действующего прейскуранта для установленного типа и модели вагона.

Длина по осям сцепления автосцепки – при перевозке грузов в специализированных вагонах в зависимости от количества вагонов в отправке (повагонная, групповая) и применяемой грузоотправителем технологии перевозки грузов (отправительский маршрут) к тарифам за пользование инфраструктурой и локомотивами применяются поправочные специальные тарифные коэффициенты, учитывающие длину вагона. Фактическая длина вагона по осям сцепления автосцепки округляется до 0,1 м.

В сложившейся тарифной системе определение платы за перевозку грузов в специализированных вагонах-хопперах для перевозки зерновых культур и минеральных удобрений существует следующие тарифные схемы, приведенные в табл. 1.

* оценка

Тарифные схемы, применяемые при определении плат за перевозку (1).jpg

Вагоны-хопперы новой конструкции увеличенной кубатуры и грузоподъемности по сравнению с существующими моделями позволяют при средней дальности перевозки минеральных и химических удобрений (1649,5 км) повысить среднесуточную производительность вагона (т*км за сутки) на 10,1%. Это позволяет обеспечить перевозки вышеуказанной продукции меньшим потребным парком, что соответственно снижает у грузоотправителя издержки, связанные с оплатой оперирования железнодорожного состава.

На рис.5 представлено сравнение провозных платежей за тонну*км минеральных и химических удобрений в различных моделях вагонов-хопперов в пределах фактических диапазонов перевозки (от 100 до 4100 км).

Перевозки на расстояниях до 500 км вышеуказанного рода груза не дают существенного эффекта от перевозки 1 т груза. При дальности перевозке свыше 500 км до 2600 км достигается максимальный эффект в пределах от 27 до 64 руб. за т*км. В этом диапазоне наибольшее значение снижения себестоимости достигается при 2000 км.

Сравнение провозной платы за тонну груза (1).jpg

В рассматриваемом сегменте минеральных и химических удобрений (см. рис.6) транспортного рынка наиболее высокие объемы отправлений приходятся на крупные холдинги (Еврохим (44, 8%), ФосАгро (28,8%), УралХим (11,3%), МенделеевскАзот (6,5%) и на остальные приходится около 8,6%).

Структура основных грузоотправителей на железнодорожном транспорте в вагонах-хопперах (1).jpg

Рассмотренное разнообразие факторов тарифного регулирования в значительной мере влияет на конструкцию современного вагона-хоппера. С учетом рассмотренных факторов для повышения конкурентоспособности нового вагона-хоппера на ранних стадиях проектирования следует проводить экономическое моделирование стоимости перевозок для выбора взвешенного решения по конструкции вагона с учетом остальных аспектов эксплуатации в соответствии со схемой, представленной на рис.4.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions