+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.10.2025 16:05:45
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Вагоноремонт ушел в пике

Сложная ситуация, складывающаяся с начала 2025 года на рынке вагоноремонтных услуг, стала одним из лейтмотивов делового семинара «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», который сегодня провела редакция РЖД-Партнера.
Вагоноремонт ушел в пике

Спад неумолим

За 9 месяцев рынок планового ремонта к прошлогоднему уровню сократился более чем на 21%, до 260,5 тыс. вагонов. При этом объем деповского упал почти на 10% (отремонтировано 230,5 тыс. ед.), а капитального – на 60% (30 тыс. ед.), проинформировал руководитель проектов ROLLINGSTOCK Agency Александр Слободяник.

Вагоноремонтный рынок следует по нисходящей. В сентябре, сообщил заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, падение объемов ДР к аналогичному месяцу 2025 года составило 32% (отремонтировано 20 тыс. ед.), а КР – на 65,3% (2,7 тыс. ед.).

Топ-3 по объемам планового ремонта занимают депо, расположенные на Западно-Сибирской магистрали (за 9 месяцев отремонтировано ДР и КР 37 тыс. вагонов), Московская (29,8 тыс.) и Октябрьская (26 тыс.). Но и у них наблюдается заметное сокращение ремонтных работ – соответственно, на 19,4, 26,1 и 25%.

Если рассматривать ситуацию в разрезе основных игроков рынка, то отрицательной динамики не избежал никто. У НВРК плановые ремонты за январь – сентябрь снизились на 24%, ВРК-1 – на 21,7%, ОМК «Стальной путь» – на 24%, «Новотранса» – на 30,9%. Примечательно, что у прочих вагоноремонтников падение объемов не столь велико – в районе 10,5%.    

«Малые предприятия более мобильны в своих решениях и ищут различные параметры взаимодействия с операторами, более гибкие, быстрее реагируют на изменение спроса. Пока есть возможность для небольших вагоноремонтных предприятий загружать свои мощности, они будут это реализовывать», – говорит В. Савчук.

В числе прочих вагоноремонтных депо – кэптивные, уточнил А. Слободяник, которые входят в периметр операторских компаний и за счет их парка имеют более стабильную базу. «Если смотреть единичные предприятия, которые и по географии расположены не очень хорошо, и клиентская база у которых была не крупная, то у них все гораздо хуже», – рассказал эксперт.

Позабытое старое

На снижение вагоноремонтного рынка влияет ряд факторов, в том числе связанных с экономикой операторов в условиях падения погрузки и ставок аренды вагонов. Свою роль также играет ужесточение требований капитального ремонта со стороны РЖД.

Впрочем, никакого нового порядка владелец инфраструктуры здесь не привнес, подчеркнул исполнительный директор Союза вагоноремонтных предприятий Дмитрий Лосев, просто усиливается контроль за выполнением работ по ремонтной документации.

Когда-то капиталкой занимались вагоноремонтные заводы. Те предприятия, которые не прекратили свое существование, переориентировались на вагоностроение. Капитальный ремонт отошел депо, но компетенции освоили не все.

«Это в свое время от безысходности было сделано. Так и устаканилось, потому что цена [капитального] ремонта упала… и всем было хорошо и удобно. Но когда начали принимать вагоны, как того требует РД, оказалось, что не все так просто. Сегодня единицы вагоноремонтных предприятий, кто справился с этими задачами, кто научился это делать», – отметил Д. Лосев.

Где ремонтировать?

Как свидетельствует председатель А ОЖдПС Андрей Соболев, сейчас небольшое количество предприятий выполняют работы по капитальному ремонту вагонов, так как не все они имеют оборудование для проведения качественного ремонта, чтобы соответствовать всем требованиям нормативной документации.

Много предприятий, занимающихся КР, не будет, обращает внимание Д. Лосев. Кто-то даже не станет пытаться это делать, хотя есть и другие примеры. Для освоения КР нужны инвестиции, дооснащение производственных мощностей, повышение квалификации персонала и т. п.

«По ряду предприятий мы видим, что капитальный ремонт действительно похож на капитальный. Заменяется 100% обшива, меняется полностью верхняя обвязка, промежуточные брусья. Это нормальный подход, после этого кузов вагона будет работать», – говорит исполнительный директор СВРП, обращая внимание на то, что по-прежнему остается высокая повреждаемость вагонного парка, в первую очередь полувагонов, особенно при грейферной выгрузке. Больше всего таких неисправностей традиционно приходится на кузов вагона.

Кстати, со стороны РЖД ужесточаются требования и по вопросам сохранности парка, отмечает директор по развитию СОЖТ Дмитрий Шпади. «Это две взаимосвязанные вещи. В капитальном ремонте восстанавливаем то, что изуродовали при грейферной и другой похожей выгрузке. И это касается кузова. То, что находится под ним, та же тележка, в принципе ремонтируется по одним документам, что при капитальном, что при деповском ремонте, когда меняется каждые 3 года», – сказал Д. Шпади.

Как сообщал РЖД-Партнер, Российские железные дороги предлагали вагоностроителям осваивать КР, в том числе чтобы пережить сложный период низких заказов на постройку нового парка. Пока откликнулся один из заводов, сообщил исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.

«Предприятие занимается сейчас постановкой на производство, расконсервировали свое оборудование, но одно предприятие погоды не изменит. Соответственно, рассматриваем второе направление: либо менять систему технического обслуживания грузовых вагонов, например, как один из вариантов, отменить на вновь производимые вагоны капитальный ремонт, оставив только деповские ремонты, либо ремонтировать по техническому состоянию вагонов», – рассказал Е. Семенов.

Напомним, что электронный пакет участника семинара «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», который успешно прошел 31 октября 2025 года в г. Москве, можно приобрести, связавшись с нами по тел.: +7 (812) 600-79-01 или по электронной почте: info@om-express.ru.

Заявку на приобретение пакета участника также можно отправить со страницы семинара.

Электронный пакет участника включает видео- и аудиозаписи мероприятия, презентации спикеров и дополнительные материалы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions