+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.09.2025 13:31:23
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В следующем году правительство РФ может выделить 10 млрд руб. на реализацию программы trade-in по грузовым вагонам

В следующем году правительство РФ может выделить 10 млрд руб. на реализацию программы trade-in по грузовым вагонам

Первым зампредом правительства России Денисом Мантуровым поручено рассмотреть данный вопрос причастным ведомствам: Минфину, Минтрансу и Минпромторгу.

Вагоностроителей поддержат утильсбором

Как следует из поручения первого вице-премьера РФ (есть в распоряжении редакции РЖД-Партнера), указанную сумму предполагается выделить из госбюджета в 2026 году за счет поступления средств от утилизационного сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства и прицепы к ним. Рассмотреть данный вопрос профильным министерствам поручено до конца октября 2025 года.

С просьбой приступить к реализации программы trade-in по грузовым вагонам обратился в правительство руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий.

По его мнению, такой шаг стал бы действенной мерой поддержки вагоностроения, переживающего сегодня серьезный спад производства.

Потенциально, в среднесрочной перспективе, активизации заказов на постройку вагонов не предвидится. Минимальные объемы списания по сроку службы в 2026–2031 годах (27–37 тыс. ед. ежегодно) вместе со слабым спросом на подвижной состав означают низкую загрузку вагоностроительных заводов.

Согласно оценке, на реализацию механизма trade-in требуется выделение порядка 10 млрд руб. ежегодно в течение 3 лет. При этом соответствующая программа рассматривается пока как мера субсидирования приобретения новых полувагонов с улучшенными характеристиками (нагрузкой 25 тс) при условии сдачи в утилизацию парка типовых конструкций.

Как отмечает руководитель департамента маркетинга УК «РМ Рейл» Дмитрий Нарежный, доля инновации в структуре вагоностроения по итогам 2025 года может приблизиться к 49–50%. Соответственно, в дальнейшем она перешагнет рубеж в 50%.

Для сети инновация в первую очередь дает эффект при перевозке угля.

Так, в этом году на восток может быть отгружено 152 млн т угольной продукции, говорит эксперт. Если перевести этот объем исключительно инновационным подвижным составом, то в годовом выражении это даст сокращение примерно на 200 тыс. вагоноотправок за счет увеличения объема перевозок в одном вагоне.

«Это, в свою очередь, дает оптимизацию. То есть если вы делаете меньше вагоноотправок, чтобы вывести один и тот же объем груза, вам нужно меньше парка», – резюмирует Д. Нарежный.

Как омолодить молодой парк

РЖД-Партнер уже сообщал, что в целом идея trade-in поддерживается многими участниками рынка, вместе с тем нужна проработка порядка и условий реализации такой программы.

Даже в случае одобрения бюджетного финансирования задача стоит непростая. На сегодня у вагонного парка России самый молодой возраст. В среднем он сегодня составляет 13 лет при средней норме эксплуатации 28 лет.

В операторском сообществе предлагают реализовывать программу trade-in при условии сдачи в утилизацию подвижного состава в последней трети срока службы. Ожидается, что за каждые 3 списываемых вагона государство будет предоставлять утилизационную премию на покупку 1 инновационного вагона. При этом также должно быть предусмотрено стимулирование списания, которое позволит обеспечить равномерность закупки новых вагонов в горизонте ближайших 10 лет.

Кроме того, операторы рассчитывают на поддержку государства в решении вопроса о взаимозаменяемости узлов и запчастей при строительстве и ремонте инновационного подвижного состава различных производителей, а также обеспечить равный доступ к соответствующей технической документации. Это, помимо прочего, повысит привлекательность инновации среди потенциальных заказчиков.

Напомним, что вопросы, связанные с ремонтом и эксплуатацией подвижного состава, будут рассматриваться на семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», который состоится 31 октября в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д.5). Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в мероприятии. 

На семинаре будут освещены такие темы как: рекордное падение спроса на вагоноремонт, ужесточение требований к капремонту ряда вагонов, предложение РЖД перейти на концепцию проведения ремонта по техническому состоянию узлов и деталей, новая статья расхода для собственника – ставки за отстой вагонов, использование цифровизации для повышения эффективности ВРП и др.

Регистрация участников по тел.: +7 (812) 600-79-01 или по электронной почте info@om-express.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы семинара.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions