Коридор в вагоне выглядит просторно, пространства ближе ко входам и выходам расширены. В сравнении с вагонами габарита 1-ВМ новые шире на 28 см и длиннее на 72 см. Длина пассажирского салона купейного вагона увеличена на 290 см, общая длина вагона – на 73 см. Визуально, отмечали гости выставки, разница почти незаметна. В купейном вагоне может разместиться 40 человек.
Все двери в купе открываются с помощью электронных карточек – аналогичная система уже используется в части купейных вагонов. Она повышает безопасность, поскольку карточка подходит только к одному купе, но у такого решения есть и минусы: пассажиры нередко забирают карточки с собой «на память» и возникает дефицит. Внутри купе на нижних и верхних местах есть розетки, на верхних полках – собственные столики и сейф-ячейки с кодом. Появились индивидуальные источники света, дисплеи для информации, управление климатом и даже беспроводные зарядки, встроенные в подоконники. В вагоне есть небольшая душевая и туалет в одном из концов. Рядом со входом в салон – встроенная информационная панель.
Первые упоминания о вагонах габарита Т появились в профессиональной среде несколько лет назад. На отраслевых конференциях, в частности, на отраслевом форуме в 2023 году, публике показывали концепции и рендеры новых купейных вагонов увеличенного габарита. Тогда акцент делался на расширенном пространстве в салоне, возможностях для размещения купе для маломобильных пассажиров и улучшенной эргономике.
В конце 2024 года Тверской вагоностроительный завод (входит в ТМХ) изготовил первый опытный купейный вагон модели 61-4533. Он стал первым реально существующим образцом нового габарита. Уже в начале 2025 года вагон отправили на сертификационные испытания: проверялись прочность, тормозные системы, вибрации, уровень шума и другие характеристики.
Только в этом году посетители железнодорожного салона в Петербурге смогли увидеть интерьеры и оценить реальные изменения: более широкие коридоры, увеличенное пространство салона, новые системы комфорта и безопасности.
До последнего времени вагоны габарита Т не внедрялись главным образом из-за инфраструктурных ограничений. Сеть РЖД десятилетиями строилась под стандартный габарит 1-ВМ, и более широкие вагоны попросту не вписывались в существующие платформы, тоннели и технические сооружения. Для их появления требовалась адаптация ключевых направлений, в первую очередь коридора Москва – Санкт-Петербург, что потребовало времени и инвестиций.
Другим сдерживающим фактором была необходимость сертификационных испытаний и экономическая сторона вопроса. Проверка безопасности, динамики, уровня шума и совместимости с существующими системами заняла значительное время, а массовое обновление парка требовало дополнительных средств. Поэтому РЖД до последнего делали ставку на развитие привычных вагонов, а переход к габариту Т стал возможен только сейчас, когда вырос запрос на комфорт и вместимость, а также появилась стратегия конкуренции с авиацией на маршрутах средней дальности.
В мае 2025 года РЖД объявили о планах запустить 38 таких вагонов на маршруте Москва – Санкт-Петербург осенью этого же года.






III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



