+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.05.2025 14:15:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

В апреле на РЖД ухудшились и оборот вагона, и участковая скорость

Оборот вагона на РЖД в апреле 2025 года ухудшился по сравнению с мартом текущего года на 2%. А если сравнивать достигнутый результат с аналогичным периодом прошлого года, то он ухудшился на 12,3%.
В апреле на РЖД ухудшились и оборот вагона, и участковая скорость
Ситуация сложилась непростая. Участники рынка дают противоречивые оценки. Одни указывают на то, что конвенций на сети в апреле было не меньше, чем прежде. Грузы было сложно отправить. Другие сообщили, что перегоны освободились и уже отправленные грузы перемещались быстрее.

Это значит, что меры борьбы с «лишним» парком, как мы и предполагали в выпусках исследования «Ставки и грузовые вагоны» за декабрь 2024 года, принесли ограниченный эффект.
В структуре оборота вагонов некоторые улучшения в апреле 2025 года по сравнению с мартом текущего года были связаны преимущественно с прохождением промежуточных станций (ускорение на 1,9% – до 0,44 сут.). Однако в движении оборот практически не улучшился, составив 3,2 сут. Респонденты среди грузовладельцев указали на то, что не хватало локомотивов – как магистральных (их рабочий парк в среднем в сутки сократился на 4,9% по сравнению с апрелем 2024 года), так и маневровых (их рабочий парк сократился на 3,9% соответственно). Понятно, что погрузка снизилась. Но изменения в логистике привели к тому, что парк тяги распределился неравномерно по полигонам.

Вместе с тем оборот вагона в апреле по сравнению с мартом ухудшился под грузовыми операциями (на 1,8% – до 11,5 сут.) и на технических станциях (на 3,7% – 7 сут.). Это было связано с переполнением путей необщего пользования порожними вагонами, что ограничивало подачу подвижного состава под погрузку.

Дисбалансы поют романсы

Такая разбалансированность указывала на снижение эффективности использования вагонов на сети. Однако перевозчик вместо того, чтобы искать способы устранения причин данного явления, упорно боролся с «лишними» вагонами, что является лишь следствием дисбалансов в структуре оборота вагонов. А причина – в неравномерности распределения их парка на сети. Их не хватало в местах зарождения грузопотоков. И наблюдался острый профицит в зонах их погашения.

Операторам было сложно эффективно планировать логистику и использовать парк. Напомним, что по результатам опроса, проведенного РЖД-Партнером, около 9% респондентов указали, что они не могли отправить дополнительные объемы груза из-за нехватки порожних вагонов. А 57% респондентов сообщили, что не могли их отправить из-за ограничений на сети, созданных перевозчиком.
Напомним, что основная часть барьеров в 2025 году была связана именно с ограничениями на перемещение порожних вагонов. Их не пропускали в затребованном клиентами количестве к месту погрузки, задерживая в зонах выгрузки.

В марте эксперты предположили, что технология работы перевозчика с порожними вагонами будет негативно влиять и на погрузку, и на показатель оборота вагонов в целом. Так оно и произошло в апреле.

Неустойчивая скорость

Что касается скорости перевозки грузов, то и здесь ситуация оказалась неоднозначной. В апреле текущего года ОАО «РЖД» еще не опубликовало данных о скорости доставки грузов. В марте данный показатель составил 412,2 км/сут., что на 1,9% быстрее, чем за аналогичный период 2024 года.

Однако в марте было отмечено и улучшение участковой скорости по сравнению с прошлым годом на 6,2% (до 39,4 км/ч). В апреле достигнутый результат по данному показателю оказался лучше ноября 2024 года на 7,2% и апреля 2024 года на 5,8%. Тем не менее, если сравнивать с мартом текущего года, участковая скорость в апреле 2025 года замедлилась на 2% (до 38,6 км/ч).
То, что оборот не улучшится, еще можно объяснить избытком порожних вагонов, забивающих промежуточные станции и пути необщего пользования. Но если при этом не будет улучшаться проходимость перегонов сети, то это на фоне снижения уже несколько настораживает.

Возникает подозрение, что запас улучшений, которые были достигнуты на сети, в дальнейшем может быть исчерпан. В таком случае возникает риск нового раунда удлинения сроков доставки.


Напомним, что вопросы, связанные с грузовой работой на сети РЖД, будут рассматриваться на транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама», который состоится 28 мая 2025 года в г. Москве (отель «Золотое кольцо», ул. Смоленская, д. 5). Организатор – редакция журнала «РЖД-Партнер». Помимо офлайн-формата, возможно и онлайн-участие в форуме.

В рамках форума пройдет две дискуссии. Первая будет посвящена тому, как восстановить погрузку на сети РЖД и привлечь дополнительные объемы грузов. На второй дискуссии будут рассматриваться вопросы, как лучше выстроить работу в условиях различных ограничений, введенных сейчас на сети.

Регистрация участников: по тел.: +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте: conf@rzd-partner.ru. Заявку на участие также можно отправить со страницы форума.



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions