Никогда в жизни не приходилось видеть его поникшим. А ведь жизнь не жаловала его. Она возносила его на вершины власти, а потом бросала на землю. Но он всегда находил дело, и это дело спасало его. Он поднимался и продолжал движение вперед. А должности и теплые места – это, казалось, было не так и важно.
В истории железнодорожного транспорта России известен такой персонаж – князь Михаил Хилков, который от кочегара дошел до министра путей сообщения и работал на этом ответственном посту очень успешно. А ведь сто лет спустя таким же примерно путем прошел Анатолий Александрович Зайцев. Сидя в уютных служебных кабинетах, он никогда не забывал того времени, когда за смену надо было перекидать лопатой десятки, а то и сотни тонн угля. Может быть, именно поэтому, находясь на линии, он всегда здоровался с рабочими за руку.
Золотым веком его жизни был период руководства Октябрьской железной дорогой с 1988 по 1996 год. Большое видится на расстоянии, и сегодня очевидно, что таковым был этот период и для самой Октябрьской дороги. Только за 1994–1996 гг. дорога восемь кварталов подряд удерживала переходящее знамя за победу в отраслевом соревновании. А это, извините, объективный показатель.
Время инициативы снизу, время творчества, время хозяйственного расчета и самых смелых экспериментов! Производственные совещания того времени были похожи на инженерные советы. Приветствовались грамотные инвестиционные проекты, которые приносили эффект для производства и прибыль для коллектива. Рассматривались предложения по развитию предприятий – и низы были услышаны. Анатолий Александрович не боялся ставить на руководящие должности молодых, хорошо проявивших себя ребят. Доверял им, а они платили беззаветной преданностью железной дороге. Сегодня многие из тех молодых руководителей депо и дистанций уже подводят свои производственные итоги. И для них весть о смерти человека, который когда-то поверил в них, дал им путевку в настоящую жизнь, стала страшным ударом.
Будет мало и нескольких томов, чтобы рассказать о жизни Анатолия Александровича. Зато сам Зайцев, не теряя даром времени, оставил богатое издательское наследие. Может быть, нельзя его назвать в чистом виде литературным, но вот научно-практическим можно точно. Тематика его книг – от экономической стратегии управления железными дорогами до магнитолевитационных технологий скоростного сообщения. Причем последняя тема настолько безгранично овладела самим автором проекта, что, слушая его, невозможно было не оказаться в рядах его сторонников.
Анатолий Александрович Зайцев ушел на взлете. Он еще о многом мечтал, он еще не реализовал многих своих идей. И этой его неуемной энергии будет очень не хватать тем людям, кому посчастливилось у него учиться и кому посчастливилось с ним работать!
Выражаем свои соболезнования родным и близким Анатолия Александровича.
Редакция журнала РЖД-Партнер