Цифровизации логистики
Термин «цифровизация» участники рынка перевозок трактуют по-разному. Подчас не столько как автоматизацию процессов, включая формирование прогнозных моделей и аналитики для формирования управляющих воздействий, сколько использование человека для ввода данных в шаблонизированные формы. И именно такую структуру и называют переходом на электронный документооборот. То есть формируют требования на проведение «посмертного анализа процесса», без возможности влиять на отклонения в процессе и управлять рисками с использованием искусственного интеллекта, говорит Инесса Яковлева, заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» в своем выступлении на конференции «ТрансЛогистика Санкт-Петербург», которая состоялась в рамках ПМЭФ-2023.
«К сожалению, на текущий момент велика доля операций, фиксируемых вручную. Уже от человека зависит полнота и достоверность данных. А это значит, ей уже нельзя доверять. Потому что человек «здесь он не успел, там ошибся, тут специально не ввел». О каких прогнозах и управлении рисками, например, по управлению сроками доставки грузов, можно говорить? В рамках цифровой трансформации не стоит задача обучить человека вместо записывания данных на бумагу, научить вводить эти данные в автоматизированную систему. Задача другая – максимально уйти от человеческого фактора», — говорит она.
РЖД предоставляет участникам рынка ВЭД услуги по оформлению таможенных документов. Это касается как экспортных процедур, так и реэкспорта товаров, а также таможенного транзита.
«Можно оформить и транспортные средства, задействованные в международной перевозке: иностранные вагоны или контейнеры. Специалисты внесут все данные в декларации и подадут документы в таможенные органы», — говорит пресс-служба РЖД.
Основная часть информации вносится автоматически, на основании данных IT-систем РЖД, подчеркивают в пресс-службе. То есть цифровая среда от РЖД интегрируется со средой ФТС, до конца этого года железнодорожники проводят эксперимент по интеграции с электронной накладной, которая с января 2024 года станет обязательной для автоперевозчиков.
Цифровая платформа для грузоперевозчиков как китайская LOGINK
Участники рынка грузоперевозок заявляют, они хотят перейти в цифровую среду. Но в такую, в которой будет хорошо всем. В последнее время все чаще говорят о Национальной цифровой транспортно-логистической платформе (НЦТЛП), которую пока только разрабатывают. И если верить Владимиру Коростелеву, представителю Ассоциации морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России, директору проекта Single Window группы «Морской Экспресс», то российскую НЦТЛП построят по образу и подобию китайской национальной логистической платформы LOGINK. В Китае ее создали и апробировали семь лет назад. Она предлагает услуги для китайских предприятий в области производства, транспортировки и логистики, в нее интегрированы не только информационные потоки всех железнодорожных станций, аэропортов и портов Китая, но и морских портов Японии и Кореи. Это – государственный сервис, подчеркивает Коростелев, на общей информационной платформе работают 52 национальные логистические системы. Итого в единую систему обмена информацией включены 50 основных компаний, 91 логистический парк и 450 тысяч предприятий.
«LOGINK Система обрабатывает 30 млн. сообщений в сутки по 26 сценариям взаимодействия. В год через нее проходит 1,35 трлн. товаров», — говорит В. Коростелев.
В начале 2023 года состоялись консультации между CTTIT (China Transport and Communication Information Center) – подведомственное учреждение Минтранса КНР, учредитель оператора LOGINK и российским ФГПУ «Морсвязьспутник» - подведомственное учреждение «Росморрефлота» и Минтранса РФ. 22 марта 2023 года в Москве во время государственного визита в Россию председателя Китая Си Цзиньпина состоялось подписание соглашение о взаимодействии CTTIT и «Морсвязьспутника». Документ подготовлен по инициативе Минтранса КНР. Однако Инесса Яковлева в разговоре с РЖД-Партнерам призналась, она не питает иллюзий по поводу решения вопроса повышения эффективности транзитных перевозок за счет реализации взаимодействия с платформой LOGINK.
«Кто сказал, что интеграция с LOGINK – это супер опция, которая должна помочь такой крупной компании- перевозчику, как РЖД? LOGINK – это платформа, которая собирает неформализованную информацию и предоставляет ее клиентам на коммерческой основе. В ней нет никакого планирования, нет системы прослеживания грузов на всем транзитном коридоре, там вообще нет понятия электронных данных. Я бы вообще не рекомендовала смотреть в эту сторону, как на способ получения электронных товаросопроводительных документов, для упрощения таможенных процедур», — говорит она.
Грузовладельцам России нужны товаро-сопроводительные документы в электронном виде, а LOGINK этого обеспечить не может. РЖД уже «внедряет новые продукты в условиях ограниченного горизонта, и создает продукты на импортонезависимых решениях», говорит Яковлева.
«Параллельно ведем колоссальную работу по миграции на отечественные платформы. Я говорю и про объекты критической инфраструктуры, которые используются для управления перевозочным процессом», — добавляет она.
«Нам некогда ждать. Развитие инфраструктуры и внедрение единого электронного документооборота участники транспортной отрасли хотят уже сегодня», — безапелляционно заявляет Яковлева.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.