+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.09.2025 08:59:41
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Типовой и инновационный полувагон подведут под единую загрузку

Типовой и инновационный полувагон подведут под единую загрузку

Последние месяцы активно идет обсуждение вопроса о приоритетном использовании полувагонов с увеличенной осевой нагрузкой на Восточном полигоне (планируемый срок реализации – 1 января 2027 года) с дальнейшим распространением приоритета на другие грузонапряженные направления железных дорог.

Цена в приоритете

Согласно поручению вице-премьера РФ Александра Новака, всем причастным ведомствам предлагалось рассмотреть инициативу о консолидации инновационного парка за счет установления отдельной тарифной схемы Прейскуранта № 10‑01 на перевозки угля в 4‑осных универсальных вагонах в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций Дальнего Востока, которая сформирована исходя из загрузки вагона 75 т.

В случае принятия такого решения стоимость доставки угля в инновационном подвижном составе сохранится на том же уровне, в стандартном увеличится в среднем на 35 руб. за 1 т, или на 2%, по оценке РЖД, выполненной на базе сведений о перевозках за 7 месяцев 2025 года.

Между тем по другим расчетам тарифная нагрузка на грузоотправителей, использующих типовой парк, вырастет минимум на 7%, что усилит ценовое давление на угольную отрасль, которая и так находится в сложном экономическом положении.

В операторском сообществе считают, что меры по переходу на полувагоны с повышенной осевой нагрузкой должны носить продуманный и плановый характер.

Так, по сведениям ОАО «РЖД», в 2024 году объем экспортных перевозок угля в направлении станций Восточного полигона составил 114 млн т, в том числе в инновационных полувагонах было перевезено 75 млн т, или 67%, в стандартных ‒ 38 млн т, или 33%.

За 7 месяцев 2025-го доля экспортных перевозок на восток в инновационных вагонах увеличилась до 78%.

Фактически текущие и перспективные объемы транспортировки угля показывают достаточность уже используемого парка повышенной грузоподъемности для их обеспечения. Тренд развивается эволюционным путем, и операторы не исключают, что к концу 2026 года практически все перевозки угольной продукции на экспорт будут осуществляться инновацией. Исключением останутся сухопутные переходы с КНР, на которых действуют ограничения в приеме полувагонов с нагрузкой 25 тс.

Правовые пробелы

Есть и другие нюансы. В частности, ст. 23 Устава железнодорожного транспорта РФ указывает на то, что погрузка грузов не должна превышать грузоподъемность вагона, а за нарушение данной нормы ст. 102 Устава предусмотрен штраф в размере 5-кратной провозной платы. Соответственно, минимальная весовая норма (МВН), служащая для определения платы при перевозке грузов в универсальных вагонах, учитывает эти требования.

Изменение МВН для типового полувагона на цифру выше, чем его грузоподъемность (то есть с 69–70 т на 75 т) будет являться прямым нарушением норм Устава, запрещающим погрузку груза в вагон сверх его технических характеристик.

В качестве одного из эффектов решения о приоритетном использовании инновации называется повышение темпов вывода из эксплуатации низкоэффективных вагонов.

Однако, подчеркивает исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский, такие понятия, как низкоэффективные полувагоны или вагоны низкоэффективных конструкций, не содержатся в нормативно-правовой базе.

Что же касается самой эффективности использования подвижного состава, то это в первую очередь экономический показатель, определяемый его приобретателем с учетом потребностей грузоотправителей, цены покупки вагона, затрат на его содержание.

К тому же парк с нагрузкой 23,5 тс оптимально подходит для иных массовых номенклатур груза (некоторые виды металлургической продукции, отдельные виды удобрений и т. д.).

В операторском сообществе рассчитывают, что эти и другие нюансы будут учтены при дальнейшей работе по выработке мер поддержки грузового вагоностроения.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions