«После распада СССР работы по проектированию подобных машин на долгое время прекратились и только в 2014 году «Трансмашхолдинг» объявил о создании собственного газотепловоза. Также активно в этом направлении работает группа «Синара», у нее тоже есть разработанный локомотив на СПГ», – рассказывает доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов.
На днях Минпромторг России объявил о планах по запуску серийного производства маневровых локомотивов на СПГ, ссылаясь на стратегию развития обрабатывающей промышленности РФ до 2030 года и на период до 2035 года.
Безусловно, у такого транспорта есть преимущества перед привычной дизельной техникой.
«Интерес производителей железнодорожной техники и грузоперевозчиков к локомотивам, сжигающим голубое топливо, вполне объясним – у них есть ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с «собратьями», работающими на дизельном топливе. Во-первых, они практически не выбрасывают в атмосферу вредных веществ. Во-вторых, генерируют меньше вибраций и шума. В-третьих, за счет использования газа примерно на 20% уменьшаются расходы на эксплуатацию СПГ-локомотива относительно дизельного аналога и данная величина довольно ощутима для логистических операторов», – объясняет Леонид Хазанов.
Однако эксплуатанты большой нужды в таком транспорте сейчас не испытывают, полагаясь на имеющуюся технику. Но дело совсем не в привычке.
«На магистральном транспорте проект окупаемый. Думаю, РЖД с готовностью обновят свой парк. Также могут взять такие локомотивы предприятия с большим количеством вагонов, например, под нужды угольной, энергетической промышленности. Для предприятий промышленного железнодорожного транспорта – малого, среднего бизнеса, имеющего в распоряжении совсем немного локомотивов и обслуживающих небольшую территорию, тепловозы на СПГ – не вариант. Во-первых, такие компании могут быть финансово не готовы к покупке, во-вторых, иметь тягач с такой мощностью для многих не целесообразно. Кроме того, специалисты говорят, что тепловозы на СПГ не оправдывают себя с точки зрения затрат, потому что его режим работы, как у машины в городе: газ, тормоз, газ, тормоз – не столь экономичен, в отличие от дизельного транспорта», – поделился на правах анонимности один из экспертов.
Также неизвестен ценовой диапазон на приобретение локомотива на СПГ, но, как водится, любая новая машина, пока не в полной мере вставшая на колеса серийного производства, стоит дорого. Поэтому, несмотря на все положительные характеристики, прежде всего у участников рынка должны сложиться все необходимые условия для его покупки.