Эксперты указывают на системный кризис, который в ближайшее время не только увеличит стоимость перевозок, но и угрожает сохранности грузов. Как отмечает директор по развитию компании «Полярная звезда» Антон Востриков, уже в январе 2026 года совокупный рост железнодорожного тарифа на перевозку рыбы может достичь 24% из-за увеличения НДС, индексации тарифа и отмены льготного коэффициента. Однако, по его мнению, финансовый вопрос — лишь часть проблемы, куда более серьёзной является физическая невозможность обеспечения должного температурного режима при перевозках в изотермических вагонах-термосах советской эпохи, чей возраст нередко превышает 50 лет. «Конечно, ни о каких нормах сохранения температуры в таком подвижном составе и речи быть не может. Он никогда не обеспечит нужные -18 градусов для перевозки рыбы», — констатирует А. Востриков, ссылаясь на исследование АСОРПС, согласно которому даже в идеальных теоретических условиях доехать без нарушения температурного режима могло не более 30% грузов.
Эту точку зрения о системности проблемы износа разделяет и генеральный директор компании «АСТ Плюс» Дмитрий Говоров, хотя и подчеркивает, что ситуация на рынке неоднородна. Он выделяет два ключевых сегмента: массовые перевозки, где парк успешно обновляется за счет китайской и отечественной техники, и сегмент сложной, в том числе рефрижераторной, логистики, где ситуация близка к критической. «В сегменте перевозок сверхтяжелых грузов, а по аналогии — и в сегменте надежной «холодной цепи», новой техники практически не появляется», — отмечает Д. Говоров, указывая на экономический тупик, в котором оказались операторы. При текущих низких тарифах инвестиции в новое дорогостоящее оборудование, будь то мощные тягачи или современные изотермические вагоны, экономически нецелесообразны из-за неподъемных сроков окупаемости. Таким образом, рынок, по словам Д. Говорова, попадает в замкнутый круг: жесткая конкуренция не позволяет поднять ставки, что вынуждает работать на старой технике, увеличивая риски для всех участников цепи — от грузоотправителя, теряющего товар, до конечного потребителя, сталкивающегося с рисками для здоровья и ростом цен.
Как отмечает А. Востриков, законодательство до сих пор допускает использование морально и физически устаревших вагонов-термосов наравне с современными рефрижераторными контейнерами. Последние, производимые в Китае в больших объемах, представляют собой эффективные мобильные холодильники, способные гарантировать температурный режим. Однако, как объясняет А. Востриков, вагоны-термосы, лишенные активной системы охлаждения, принципиально не могут поддерживать заданную температуру в условиях долгого пути через разные климатические зоны, особенно при изношенном кузове, теплопроводность которого с годами неизбежно ухудшается из-за коррозии. При этом так называемая модернизация старых вагонов, по его мнению, носит косметический характер и не затрагивает основную проблему — кузов. В результате, особенно в период путины, на линиях оказывается парк, срок службы которого истек ещё в 2015 году, что прямо противоречит задачам по обеспечению качества.
Перспективы выхода из этого кризиса эксперты видят по-разному. Д. Говоров считает, что для сегмента массовых перевозок запаса прочности хватит, а проблема сверхтяжелой техники может быть отложена на 5 лет в силу общего спада в строительстве крупных объектов. Однако он предупреждает, что в случае роста экономики и запуска новых мегапроектов дефицит современного парка проявится остро, и решать его придется через закупки за рубежом или временный ввоз. При этом Д. Говоров не видит необходимости ужесточать технические регламенты, считая действующий контроль со стороны инспекторов достаточным. А. Востриков же настаивает на более решительных мерах, полагая, что для сохранения качества продуктов и безопасности потребителей требуется законодательно обязать перевозчиков использовать только тот парк, который гарантированно обеспечивает поддержание температурного режима на всем пути следования. Без такого шага, по его мнению, разорвать порочный круг «низкий тариф — старый парок — испорченный груз» и сделать качественную рыбу по-настоящему доступной населению будет практически невозможно.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



