+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2022 10:32:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Раскрутят ли старые оси вагонов дефицит вагонов на РЖД?

На январском совещании в Госжелдорнадзоре пообещали детально разобраться в сложившейся ситуации, связанной эксплуатацией на РЖД грузовых вагонов с осями колесных пар, изготовленных до 1979 года, и принять сбалансированные меры по обеспечению безопасности на железнодорожной сети и предупреждения рисков аварий. Вместе с тем на сети участились случаи выбраковки вагонов из-за состояния колесных пар.
Ранее Госжелдорнадзор выпустил распоряжения, в которых предостерег ОАО «РЖД» от эксплуатации грузовых вагонов со старыми осями, выпущенными до 1979 года.

Это вызывало озабоченность участников рынка, поскольку могли возникнуть риски выбытия из оборота значительной части подвижного состава. Прежде всего полувагонов, дефицит которых на данный момент сложился на целом ряде направлений. Соответственно вслед за этим операторы будут вынуждены вновь поднимать ставки на предоставление парка.

Ведь в действующих нормативных документах, с одной стороны, нет прямых ограничений на применение старых осей (там сказано о заменах при плановом ремонте).

Но, с другой стороны, в течение 60 дней после получения предостережения Госжелдорнадзора ОАО «РЖД» должно, по идее, прекратить эксплуатацию вагонов.

Решения приняты сбалансированные

Как сообщил в рамках совещания начальник управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Евгения Юдин, надзорный орган примет ряд взвешенных решений, которые позволят снизить риски аварий, связанных с ненадлежащим состоянием подвижного состава.

В СОЖТ подтвердили, что в отношении грузовых вагонов, укомплектованных колесными парами с осями, изготовленными до 1979 года, сейчас идет плановая работа совместно с Госжелдорнадзором. Будет подготовлен анализ выбытия осей колесных пар, выпущенных до 1979 года, и к 2025–2026 гг. старые оси должны планово заменить.

Прежде всего собственники вагонов должны будут направить в адрес Госжелдорнадзор и управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» перечни осей типа РУ1 с указанием идентификационных номеров с целью осуществления контроля за выводом их из эксплуатации при достижении предельного состояния колесных пар.

Регулятор готов выслушать участников рынка

Кроме того, создается рабочая группа из числа технических специалистов управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», СОЖТ, союза «Объединение вагоностроителей» и Союза вагоноремонтных предприятий для анализа базы нормативно-технической документации на производство осей РУ-1, действовавших в период по 1979 год, с целью принятия решения о дальнейшем использовании данных осей в эксплуатации, рассказал исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов.

По его данным, в 2017 году на сети находилось в эксплуатации 906 926 осей устаревшего типа. С учетом ввода в действие с 1 января 2017 года решения Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества о запрете формирования колесных пар для грузовых вагонов с применением осей типа РУ-1, на 1 января 2022 на сети колесных пар, оснащенных осями такого типа, осталось всего 422 тыс. ед. Под предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, выписанное РТН, подпадают 82 360 осей типа РУ-1.

Таким образом, реальное количество вагонов, как выяснилось, гораздо ниже тех оценок, которые приводились ранее: в ряде публикаций СМИ сначала говорили о десятках тысяч вагонов, которые будут выбракованы, затем фигурировало уже 80 тыс. вагонов. А вот сколько их на самом деле в зоне риска – предстоит уточнить.

Ну а путем несложных арифметических вычислений несложно получить истинный результат: на сети должно насчитываться около 30 тыс. вагонов, если учесть, что если требуется замена осей, то обычно меняют все колесные пары (в отличие от дефектов дисков колес: в этом случае могут оставить и старую ось).

Сколько вагонов попало в зону риска?

По оценкам экспертов, у ряда операторов имеются достаточно крупные объемы вагонов с колесными парами, выпущенными до 1974 года, – например, у ФГК (5,2 тыс. ед.) и «ВТБ-Лизинг» (4,6 тыс. ед.).

Реальные масштабы должна уточнить сверка, которую должны провести у себя собственники парков. Кроме того, как сообщили операторы, часть вагонов сейчас находится в нерабочем парке в ожидании ремонта.

Остается также без уточнений, что делать с подвижным составом с модернизированными осями путем наплавки (напыления) металла с доведением оси до стандартов на РЖД. Целый ряд ремонтных предприятий выполняют подобный ремонт. Однако его могут объявить вне закона.

Есть мнение, что подобная модернизация не обеспечивает должного качества. Но при этом и сама технология напыления металла в свое время была включена в программу развития ОАО «РЖД» как инновация, которая заслуживала широкого распространения.

На железных дорогах также вынуждены считаться с теми ограничениями, которые имеются у вагоноремонтных предприятий. На данный момент у них уже особого дефицита колесных пар нет. Мощностей отечественных заводов по производству черновых и чистовых осей более чем достаточно для покрытия потребностей как вагоностроительного, так и вагоноремонтного комплекса.

Вместе с тем мощности цехов остаются перегруженными. А это значит, что по-быстрому изъять все старые оси из эксплуатации не удастся. Да такая задача, как видим, уже не стоит.

«Мы полностью согласны с мнением о том, что изломы оси колесных пар – редкость. И риски, связанные с такой неисправностью, не относятся к рискам наиболее высокой степени опасности. Конечно, тревожно, что его доля в 2021 году незначительно увеличилась. Однако же вагоны выходят из строя гораздо чаще из-за огрехов в работе собственника инфраструктуры и тяги, чем из-за излома оси колесной пары вагонов», – поделился своим мнением один из респондентов Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте. Соответственно от Госжелдорнадзора клиенты и ожидали сбалансированной позиции.

Ситуация неоднозначная

Правда, в целом ситуация выглядит двояко: с одной стороны, одномоментной остановки эксплуатации подвижного состава с указанного типа осями не предполагается. А с другой – осмотрщики ОАО «РЖД» благодаря инициативе Госжелдорнадзора получают повод для ужесточения выбраковки вагонов.

И это уже ощутили грузоотправители. Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал «РЖД-Партнер» в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показали, что на сети участились случаи выбраковки полувагонов, подаваемых под погрузку по состоянию колесных пар.

В основном, правда, это касается истончения сверх нормативного значения толщины гребня колес. Но появились и выбраковки по состоянию оси, что раньше случалось крайне редко.

Это означает, что клиенты все-таки ощутят на себе в феврале определенное давление на рынок предоставления подвижного состава. Ожидать снижения дефицита полувагонов не приходится. Впрочем, на этот тренд гораздо в более значительной степени, судя по опросам грузовладельцев, влияет все-таки состояние инфраструктуры РЖД. А что касается технического состояния подвижного состава, поданного под погрузку, то тут все-таки основную массу выбраковки приходится на состояние их корпуса. Операторы не успевают заделывать повреждения, полученные вагонами в процессе перевозки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions