• Ставка на полувагон
    2300
    10 %
    руб./сут.
    Февраль 2023
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 77.32 0.24 EUR ЦБ РФ 84.11 0.35
    BTC 28498.62 usd BTC 2211492.91 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.03.2021 14:09:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Претензия к перевозчику: права есть не у всех

Несмотря на то, что в сфере железнодорожных перевозок споры и предъявление претензий – привычное дело, не все участники разбираются в тонкостях процесса. О том, кто отстаивает свои права в конфликтных ситуациях, рассказал Андрей Голубчик, профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ ВАВТ Минэкономразвития России.
Претензия к перевозчику: права есть не у всех
В первую очередь он отметил, что в Уставе железнодорожного транспорта четко обозначены субъекты, которые могут обращаться с претензиями перевозчику и исковыми заявлениями в суд. Нарушение данного требования чаще всего влечет за собой отказ.

«Я должен напомнить о статье устава, в которой прописаны всего три субъекта, имеющих право на предъявление претензии и исков перевозчику: грузоотправитель, грузополучатель и страховая компания, выплатившая страховое возмещение. Что касается оператора железнодорожного состава, то закон квалифицирует его как арендодателя. Он дает подвижной состав, контейнеры на одну поездку, на какое-то время, если речь о долгосрочной аренде, но это совершенно иная форма взаимоотношений. Они подпадают под нормы общегражданского права. Это парадоксально и многим не нравятся, но факт остается фактом», – пояснил А. Голубчик.

Кроме того, он обратил внимание, что ни в российском, ни в международном транспортном праве нет понятий «экспедитор», «грузовладелец», «товаровладелец». Это не по душе крупным компаниям, которые реально владеют грузом, но не могут напрямую влиять на качество оказания услуг по перевозке.

«Есть структуры, например экспедиторы или операторы подвижного состава, которые принимают на себя распространенную услугу – оплату тарифа за третью сторону. Однако нет такого понятия, как «плательщик тарифа», – подчеркнул А. Голубчик.

Спикер рассказал о недавнем решении Верховного суда, по делу между ОАО «РЖД» и компанией «Союзуголь», которое, на его взгляд, беспрецедентно. Речь шла о взыскании с плательщика тарифа штрафа за перевес вагона, который погрузили в Казахстане. Верховный суд решил, что фактически структура «плательщик тарифа» есть, поэтому с него можно взыскивать деньги за все прегрешения грузоотправителя.

То, что одной из распространенных ошибок в подаче претензии или иска является неверно выбранный субъект, подтвердила Татьяна Проценко, адвокат, управляющий партнер юридической компании «Проценко и партнеры». По ее словам, этот вопрос часто вызывает затруднения, и даже среди транспортных экспертов мнения расходятся, несмотря на то, что категории четко прописаны в законе.

«До подачи иска в суд необходимо соблюсти обязательный претензионный порядок. В Уставе железнодорожного транспорта прописано, кто имеет право обратиться с претензией, а кто имеет право в дальнейшем обратиться с исковым заявлением. Основное лицо, которое может подать претензию перевозчику, – это грузополучатель или грузоотправитель. Собственно, эти категории больше всех и страдают. По некоторым видам споров таким правом обладает владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец вагонов или контейнеров, в частности, по спорам о порче и утрате принадлежащего ему имущества», – рассказала Т. Проценко.

Казалось бы, все просто, но трудности у участников перевозочного процесса продолжают возникать. Юрист представила недавнее решение арбитражного суда Московского округа. В иске к компании «РЖД» отказали именно по причине того, что обратился ненадлежащий истец. Грузовладелец, который остался недоволен оказанной услугой, не имел права предъявлять претензий. Кроме того, Т. Проценко подчеркнула, что при разрешении конфликта важно соблюдать сроки подачи заявки, прописанные в законе.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала
    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.
  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions