+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.03.2021 12:01:30
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Претензионная работа: решаем старые проблемы, избегая новых

Как бы игроки рынка транспортных услуг ни пытались избежать конфликтов и судебных споров, на сто процентов это сделать не удается. Несмотря на то, что некоторые категории претензий уходят в прошлое, по-прежнему остаются актуальными вопросы нарушения сроков поставки и сохранности грузов. То, как решать эти проблемы и избегать появления новых, обсудили участники делового семинара «Претензионная работа на железнодорожном транспорте: штрафные санкции и досудебное разрешение спорных ситуаций», организованного журналом РЖД-Партнер.
На протяжении многих лет основная причина претензий – это просрочка. В ОАО «РЖД» ведут работу над минимизацией рисков и к 2021 году вовсе хотят избавиться от нарушения сроков по ряду причин. Президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин рассказал, что сегодня в компании проектируют правовую модель процесса перевозок, которая в перспективе поможет обойти спорные ситуации.

Денис Семенкин, заместитель председателя ассоциации ОЖдПС, отметил, что не менее актуальны претензии, которые направляются в отношении грузоотправителя и грузополучателя перевозчиком и прежде всего операторскими компаниями. В связи с этим специалисты А ОЖдПС подготовили методические рекомендации, позволяющие если не избежать, то хотя бы уменьшить риски возникновения спорных ситуаций. Среди возможных решений предлагается работать не с одним оператором, а организовать пул, состоящий из игроков разного уровня. Кроме того, необходимо документально заверять любые взаимоотношения и внимательно читать подписываемые договоры.

«Много говорят о том, что хорошо иметь сервисные контракты и работать с одним крупным оператором. Для бухгалтерии – хорошо, а если рассматривать с точки зрения рисков, то плохо. Операторов должно быть несколько, причем важно, чтобы они были разного уровня: крупные, средние, малые. Во-первых, это всегда позволит минимизировать риски претензий. Во-вторых, это держит в тонусе основного оператора – оттого, что ему всегда дышат в спину другие компании. Важно не забывать, что необходимо оформлять письменно все отношения. Часто встречаю ситуацию, когда операторская компания после выгрузки говорит: «А можно мы у вас тут постоим?». Да, конечно, постояли день-два-месяц, полгода, практика распространенная. Потом получаем претензию за задержку вагонов под выгрузкой. Поэтому подписываем соглашение о временном размещении вагонов, пусть за один рубль в день, зато знаем, что если оператор подает претензию, то есть соответствующий договор на руках», – объяснил Д. Семенкин.

Проявлять осторожность и внимательно относиться к документам призывают также юристы. Среди основных причин отказа от предъявленной претензии адвокат Татьяна Проценко назвала нарушение сроков заявки и неверный выбор субъектов, хотя категории четко прописаны в законе. Путаница возникает также в случае привлечения третьей стороны, например экспедиторов.

«Через мои руки проходит много экспедиторских договоров, в основном это контейнерные перевозки. Крайне осторожно надо относиться к такой формулировке: «экспедитор оказывает любое посильное содействие по возмещению допущенного ущерба в случае частичной или полной утраты груза при железнодорожной перевозке груза». А что он реально может сделать? Какие у него есть здесь права? Чем он нам может помочь? Совсем недопустимо, когда экспедитор дает договор, в котором говорит, что выступает грузоотправителем или грузополучателем, но не собирается вступать с ОАО «РЖД» ни в какие исковые или претензионные взаимоотношения. Очень часто я встречаю эту фразу. Пользователи с ней соглашаются, подписывают договор, а потом начинают рвать на себе волосы», – отметил профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ ВАВТ Минэкономразвития России Андрей Голубчик.

В ходе семинара участники также подняли вопрос развития автоматизированных систем в претензионной сфере. Несколько лет научно-исследовательская лаборатория «Грузовая и коммерческая работа» РУТ МИИТ разрабатывает технологии для РЖД. Вероника Нутович, заведующая лабораторией, рассказала о результатах.

«За прошедший год наш проект очень сильно развился и сейчас охватывает полный цикл всей входящей претензионной работы. Клиенты, которые зарегистрировались в личном кабинете ОАО «РЖД», имеют возможность подать претензию в электронном виде, получить информацию о том, что претензия принята и будет направлена с присвоенными регистрационными номерами в соответствующее подразделение. Регистрация происходит без участия человека. Кроме того, возможно следить за статусом и ходом рассмотрения претензии и иметь реестр поданных заявок. В результате, когда клиент будет работать в программе, он увидит пул претензий, которые сгруппированы по подразделениям», – объяснила В. Нутович.

Для работников РЖД эта система позволит автоматически рассматривать заявления и формировать документы. То есть если претензия признается, то приказы на выплату отправляются в платежную систему, если не признается, то клиенту направляется отказ. Если поступает судебный иск, то программа автоматически готовит пакет документов для защиты интересов компании. В. Нутович отметила, что в перспективе систему необходимо развить так, чтобы она определяла причины, по которым может прийти претензия, и оповещала поставщика услуг заранее.

Стоит отметить, что семинар транслировался онлайн и представители транспортного бизнеса в регионах также имели возможность послушать спикеров и задать свои вопросы.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions