+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.01.2023 12:15:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка химических и минеральных удобрений по итогам 2022 года сократилась на сети РЖД на 6,9%

По итогам 2022 года российские аграрии закупили рекордный, считая с 1993 года, объем минудобрений. Погрузка химических и минеральных удобрений по результатам 2022 года снизилась, по данным ОАО «РЖД», на 6,9%, до 60,5 млн т.
По данным Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), выпуск минеральных удобрений в России в I полугодии упал на 7,6% и составил 12,3 млн т. Выпуск калийных удобрений сократился на 23,3%, а производство аммиака – на 12,6%.

Подводя итоги работы в прошлом году, генеральный директор компании ПАО «ФосАгро» Михаил Рыбников отмечает главные трудности: внешнюю волатильность, санкции, перестроение цепочек производства и поставок. Вместе с тем он заверял, что на 100% удалось обеспечить отечественных аграриев высококачественными и экоэффективными минеральными удобрениями. Так, по данным Минсельхоза РФ, аграрии в 2022 году приобрели свыше 5 млн т минудобрений, что на 8,1% больше, чем годом ранее. Этот показатель является рекордным с 1993 года.

По данным РЖД, значительнее всего снизилась погрузка на Свердловской дороге – на 30,6%. А на Октябрьской железной дороге погрузка в прошлом году выросла на 9,5%, на Северо-Кавказской – на 2,2%, на Восточно-Сибирской – на 2,7%.

В конце прошлого года правление ОАО «РЖД» продлило на 2023 год действующие скидки на перевозку ряда грузов, в том числе на 32% – на экспортные перевозки минеральных удобрений со станций Азотная и Великий Новгород на ст. Мурманск.

Стоит отметить, что за прошлый год перевозка удобрений в контейнерах показала один из самых высоких темпов роста – 139,5 тыс. TEU (рост в 2,6 раза).

По данным Федерального таможенного комитета, с 2013 года по 2021-й включительно экспорт минеральных удобрений вырос почти на 28%. При этом объем производства за эти годы увеличился на 43% – до 26,3 млн т действующего вещества.

В начале текущей зимы исполнительный директор РАПУ Максим Кузнецов прогнозировал, что экспорт минеральных удобрений из России по итогам 2022-го ожидается на 17% ниже уровня 2021 года. Основная причина – беспрецедентное санкционное давление: невозможность проведения финансовых операций, страхования грузов и т. д.

В первом полугодии экспорт минеральных удобрений, по данным Минпромторга, снизился на 7,2% – до 17 млн т. На такую динамику повлияли также ограничения на перевалку российских удобрений через порты сопредельных государств и отказы зарубежных покупателей от оплаты российской продукции, проблемы с платежами.

В начале февраля, чтобы покрыть нужды отечественных сельхозпроизводителей и промышленности, правительство ввело запрет на вывоз из России за пределы ЕАЭС аммиачной селитры.

В середине апреля 2022-го было решено увеличить квоты на экспорт: для азотных удобрений – на 231 тыс. т, для сложных удобрений – на 466 тыс. т. Они должны были действовать до 31 мая. Но 31 мая Кабмин РФ продлил квоты на вывоз минеральных удобрений до конца года.

Ранее замглавы Минпромторга России Михаил Иванов прогнозировал сокращение объема экспорта удобрений из страны в 2022 году примерно на 10% при полном обеспечении внутреннего рынка.

В конце года правительство РФ приняло решение продлить квоты на вывоз из России минеральных удобрений. Они будут действовать с 1 января до 31 мая 2023 года. Общий объем экспортной квоты составит немногим более 11,8 млн т. По сообщению кабмина, квоты не будут распространяться на поставку удобрений в Абхазию и Южную Осетию.

«Принятое решение направлено на поддержание достаточных объемов удобрений на внутреннем рынке», – отмечают в правительстве РФ. Аналогичные меры власти принимали в мае, тогда были установлены квоты, действовавшие до 31 декабря. С последующими изменениями их общий объем в 2022 году составил около 15 млн т.

Добавим, что еще до принятия решения о продлении эксперты озвучивали свои оценки в отношении того, что квоты существенно повлияют на производителей удобрений. При этом сами химики указывали на приоритетность растущего внутреннего рынка.

Еще до введения санкций со стороны ЕС, участники рынка перевозок удобрений указывали на наличие целого ряда проблем, требующих системных решений. Но основными причинами сокращения рынка в 2022 году стали невозможность использования портов Прибалтики, проблемы с вывозом калия и необходимость выстраивать новые логистические цепочки.

Осенью Минпромторг прогнозировал возможное сокращение экспорта удобрений РФ на 10% по итогам года. По словам замглавы ведомства Михаила Иванова, благоприятная ценовая конъюнктура, несмотря на ограничения, позволяет сохранить высокий уровень поставок на экспорт при безусловном обеспечении внутреннего рынка, который растет на 7-10% в годовом выражении. При этом цены на внутреннем рынке существенно ниже, чем на внешних, добавил замминистра.

По данным Росстата, за январь-октябрь выпуск минеральных удобрений в России упал на 10,7%, до 19,5 млн т (в пересчете на 100% питательных веществ). Производство минудобрений в октябре упало на 18%. Но к 2030-му прогнозируется увеличение объема производства. По словам крупных участников рынка, российские производители минеральных удобрений обладают всеми мощностями для обеспечения заявленного объема.

Если же говорить о планах на краткосрочную перспективу, то в середине октября Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) предупредила о возможном дефиците удобрений в 2023 году. Эксперты объясняют это разрывом продовольственных цепочек и логистических связей, подорожанием удобрений в связи с нарушением торговых цепочек и резким взлетом цен на энергоносители, прежде всего из-за обострения политической ситуации в мире.

Подробнее читайте в свежем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions