+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.11.2025 14:22:43
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Перспективы дерегулирования ж/д тарифа на контейнерные перевозки и перевозки грузов на короткие расстояния: оценки участников рынка

Перспективы дерегулирования ж/д тарифа на контейнерные перевозки и перевозки грузов на короткие расстояния: оценки участников рынка
О дерегулировании железнодорожных тарифов на контейнерные перевозки так или иначе упоминается в течение всего 2025 года.

Что известно

В марте о возможностях применения данного механизма говорил заместитель министра транспорта РФ Алексей Шило. «Стоит вернуться к идее по дерегулированию этого тарифа для того, чтобы железнодорожники могли здесь лучше реагировать на колебания рынка и лучше конкурировать с автотранспортом на более коротких расстояниях», – говорил представитель Минтранса РФ на Международном арктическом форуме.

Вновь тема дерегулирования тарифа на контейнерные перевозки прозвучала в интервью изданию РИА Новости – в начале октября заместитель генерального директора РЖД – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Ирина Магнушевская сообщила, что повышение гибкости и адаптивности тарифной системы – важное направление во всей работе, которая сейчас проводится и связана с обновлением системы грузовых железнодорожных тарифов.

«В некоторых сегментах обсуждается возможность дерегулирования тарифов, в том числе при резком изменении конъюнктуры. На первом этапе рассматривается применение данного инструмента в сегменте контейнерных перевозок и перевозок грузов на коротких расстояниях, где мы испытываем высокую конкуренцию с другими видами транспорта», – цитирует И. Магнушевскую издание.

Отметим, что о возможности изменений, которые коснутся контейнерных перевозок, упоминал и президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин в большой беседе о тарифной политике РЖД, опубликованной в № 9–10 (541–542) РЖД-Партнера. Однако комментируя тему для РЖД-Партнера сейчас, эксперт отметил, что вопрос о дерегулировании контейнерных перевозок хоть и назрел, но для принятия окончательного решения пока нет полного набора факторов.

Мысли участников рынка

По мнению сооснователя логистической компании Sigma Татьяны Патужной, изменение гибкости тарифной системы при перевозке грузов на короткие расстояния, о чем упоминается в комментарии И. Магнушевской, вряд ли сделает перевозчика более конкурентоспособным относительно автотранспорта: «Принцип организации перевозки груза, вне зависимости от расстояния по маршруту движения, предполагает выполнение определенных операций, требующих дополнительного времени. Это такие операции, как подача порожнего подвижного состава к месту погрузки, непосредственно погрузка груза, уборка груженого подвижного состава, оформление перевозочных документов. Все перечисленное требует времени, которое исчисляется не в часах, а в днях с момента желания отправителя осуществить перевозку, до момента, когда груз тронется в путь со станции отправления».

О том, каким образом ОАО «РЖД» предполагает осуществить дерегулирование контейнерных перевозок, представитель перевозчика не дал пояснений, уточнила Т. Патужная.

По мнению Игоря Острикова, директора по экспортным перевозкам ModernWay, дерегулирование тарифа на контейнерные перевозки могло бы позитивно повлиять на контейнерный рынок. «Если перевозчик сможет оперативно реагировать на изменение тарифов на других видах транспорта, принимать меры по установлению конкурентных ставок, то грузы, ранее полностью или частично ушедшие на автомобильный или морской транспорт, смогут вернуться на железную дорогу», – рассуждает эксперт.

Он уточнил, что рынок надеется на возвращение к вопросу о дерегулировании тарифов на контейнерные перевозки РЖД в 2026 году. Пока же более актуальной и важной для рынка контейнерных перевозок является тема индексации железнодорожных тарифов, которая отразится и на контейнерной транспортировке.

Подробнее вопрос возможного применения механизма дерегулирования тарифа на контейнерные перевозки разобрали в номере № 21–22 РЖД-Партнера, который сейчас готовится к печати.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions