Каждые восемь из десяти отцепок происходят из-за неисправностей колесных пар, утверждает Денис Мойкин, старший преподаватель кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Для смены одной колесной пары в грузовом вагоне, с учетом времени на подготовительно-заключительные операции, шести рабочим необходимо 20 минут. «Трудоемкость вызвана даже не сложностью работ, а необходимостью подъемки вагона, выкаткой и подкаткой тележки и колесной пары. Важно акцентировать внимание на то, что из двенадцати основных операций каждая вторая связана с использованием грузоподъемных механизмов, а, как известно, наличие крановых операций весьма негативно сказывается на технологичности всего процесса», – объясняет докладчик.
Заявлено, что в мировой практике уже разработаны и успешно используются технологии бесподъемочной смены колесных пар, более того, данная технология позволяет менять колесную пару двум рабочих за 10 минут. «Что касается автоматизации крановых операций, то на сегодняшний день уже существует достаточное количество различных манипуляторов и систем автоматики для них, включая системы технического зрения. Поэтому конструирование автоматического манипулятора для выдачи складирования колесных пар является всего лишь инженерной задачей», – объясняет Денис Мойкин.
Участок бесподъемочной смены колесных пар должен иметь двухуровневую конфигурацию: в верхнем располагаются два железнодорожных пути. Первый путь оборудован подъемником колесных пар и по нему перемещается сцеп из забракованных вагонов, а на второму пути идет мобильный склад колесных пар. Эксперт подчеркивает, что второй путь находится в зоне действия автоматического манипулятора козлового или мостового типа. В нижнем уровне расположены два пути, предназначенные для подачи исправных и уборки неисправных колесных пар, также находящиеся в зоне действия манипулятора. Кроме того, в нижнем уровне расположен подъемник с позицией смены колесной пары. «Необходимо внедрять технологии бесподъемочной смены колесных пар, а в процессе проектирования весьма важно проработать логистику маршрута колесных пар на освидетельствование и обратно», – заявляет эксперт.