По итогам рассмотрения проект Методики расчета показателей и планирования работы вагонного парка, предложенного рабочей группой из ряда компаний, входящих в состав Союза операторов железнодорожного транспорта, операторы обозначили необходимость внесения рядя корректировок.
По их мнению, в числе основных проблем предложенной методики:
1. Усредненный подход. Методика базируется на усредненных показателях (оборот вагона, нормативы простоя, скорость), которые не учитывают:
-
специфику работы отдельных операторов;
-
уровень компетенции и качество сервиса;
-
эффективность управления вагонопотоками;
-
индивидуальные требования грузоотправителей.
«Применение усредненных нормативов по сети нивелирует реальные конкурентные преимущества и не способствует развитию рыночных механизмов в отрасли. Более того, интересы грузоотправителей, готовых оплачивать ускоренную обработку, индивидуальные маршруты и повышенное качество сервиса, оказываются вне зоны учета при формировании планов перевозок», – говорится в документе.
2. Недостоверность данных. Ретроспективные данные искажаются из-за:
-
действий владельца инфраструктуры (ограничение перевозок, несогласование заявок ГУ-12, задержка вагонов, изменение маршрутов, введение инфраструктурных ограничений);
-
отсутствия информации о грузах, которые были готовы к отправке, но не были приняты к перевозке либо отклонены по независящим от оператора или грузоотправителя причинам;
«Ретроспективные показатели фиксируют лишь реализованный объем перевозок, а не реальную потребность рынка, что приводит к ошибочным выводам при формировании баланса парка и планирования перевозочного процесса».
3. Нерелевантность долгосрочного планирования. Активно меняющаяся рыночная ситуация делает ненадежным не просто годовое планирование, а даже квартальное. Эффективным планирование можно считать только в пределах одного месяца.
В списке предложений по улучшению:
-
Планирование на основе заявок. Планирование перевозок как груженых, так и порожних, должно осуществляться исключительно на основе заявок грузоотправителей, заведенных грузоотправителями и согласованных с владельцем инфраструктуры;
-
Гибкие модели планирования. Переход к более коротким периодам планирования (месяц, декада) с возможностью корректировки.
-
Прозрачность методики. Включение механизмов раскрытия информации и независимой проверки расчетов.
-
Включение корректирующих коэффициентов. Учет инфраструктурных ограничений и неудовлетворенного спроса, а также процент отклоненных заявок и задержанных вагонов.
-
Обмен данными. Обеспечение прозрачности обмена информацией между участниками перевозочного процесса.
Таким образом, участники рынка подчеркивают необходимость развития единых правил и прозрачных процедур в отрасли, но указывают на потребность доработки методики с учетом современных экономических и геополитических реалий.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



