+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.09.2023 10:06:51
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ОПЖТ: вектор совершенствования отраслевых стандартов

Дальнейшее внедрение цифровых технологий и развитие систем управления качеством в соответствии с требованиями отраслевого стандарта ISO 22163 в железнодорожном вагоностроении стали ключевыми темами выездного заседания Комитета ОПЖТ по качеству, которое прошло в Саранске 21-22 сентября на базе компании «РМ Рейл».
Участниками мероприятия стали более 50 представителей производителей грузового подвижного состава, комплектующих и технологий, представителей отраслевых институтов – членов ОПЖТ.

Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин подчеркнул значимость этой площадки для консолидации усилий по обеспечению безопасности и повышению эффективности железнодорожных перевозок в контексте серьезных вызовов, перед которыми оказалась отрасль.

Президент ОПЖТ Валентин Гапанович выразил удовлетворенность работой, проделанной за минувший год. Он отметил, что практически все цели, которые ставились на предыдущем заседании, достигнуты. И они станут надежной базой для продолжения работы по цифровизации и развитию инструментов контроля качества.

Одними из ключевых сообщений на заседании стали презентации проектов по созданию электронных версий паспорта грузового вагона формы ВУ-4М, расширенного листка учета комплектации грузового вагона, акта о результатах проведения инспекторского контроля новых грузовых и пассажирских вагонов в окончательно готовом виде формы ВУ-1 и акта допуска железнодорожного подвижного состава к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования после изготовления, реализованных в АС «Электронный инспектор». Пилотным предприятием по внедрению электронных версий перечисленных выше документов стал АО «Рузхиммаш». Генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский, генеральный директор «Атлас Консалтинг» Андрей Костяшин, директор по качеству «Рузхиммаша» Дмитрий Кузнеченков и директор по качеству «ВКМ-Стали» Денис Каут рассказали о работе, проделанной за год. За это время им удалось создать контур системы, позволяющей отслеживать жизненный цикл составных частей грузового подвижного состава с их пошаговым объединением в паспорт ВУ-4М, который формируется на основе паспортов составных частей, уже зарегистрированных в базе данных «Электронного инспектора».

Также в ходе заседания был презентован проект по внедрению машинного зрения для идентификации номерных составных частей грузового подвижного состава, реализованного на базе нейронных сетей.

Заместитель начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Сергей Аверкин поделился опытом работы, которую ведет ЦТА совместно с Департаментом информатизации по развитию цифровизации для контроля качества железнодорожной продукции на внешнем контуре.

«Сейчас уже практически все процессы переведены на цифру, - сообщил он. – В настоящее время формально действует 745 автоматизированных систем, которые в той или иной степени применяются в работе коллегами, инспекторами-приемщиками. Основная ставка в цифровизации процессов Центра сделана на разработку собственной системы, которая в режиме 24/7 позволяет управлять процессами и видеть общую картину по ЦТА. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, возникают определенные сложности в части взаимодействия между различными структурами и их интеграцией в единое цифровое пространство. В настоящее время система реально рабочая, дает возможность заменить большую часть бумажного документооборота на электронные файлы, по мере осуществления инспекторского контроля деталей и узлов собирает цифровую модель подвижного состава».

Следует отметить, что тема применения цифровых инструментов идентификации и контроля жизненного цикла элементов подвижного состава стала достаточно дискуссионной. Кроме того, было отмечено, что ключевой задачей сейчас является техническое обучение персонала, задействованного в формировании информационной базы, особенно в части внесения первичных данных.

Единодушно признавая целесообразность дальнейшей цифровизации, участники заседания нашли немало «узких» мест в применении ряда инструментов, над усовершенствованием которых предстоит серьезно поработать.

«Нам, безусловно, необходима унификация всех процессов цифровизации, однако и рисков здесь немало, - отметил руководитель ФАЖТ Алексей Дружинин. - Вопросы информационной безопасности никуда не исчезают, и увы, киберпреступность на полшага впереди. Если раньше главным преступником был человек с топором, то сейчас это человек с компьютером. Если бы не информатизация, мы бы не смогли пережить этот непростой период без масштабных потерь. С другой стороны, напомню, что буквально два года назад, когда мы столкнулись с массированной вирусной атакой, нам пришлось вызывать из дома пенсионеров, которые могут вручную заполнять перевозочные документы, потому что молодежь эти навыки уже утратила. Поэтому здесь необходим очень грамотный, продуманный баланс».

По итогам заседания ОПЖТ был принят ряд решений, которые, по сути, станут программным документом для дальнейшей работы членов объединения.
В частности, высокую оценку получил проект внедрения электронного паспорта грузового вагона ВУ-4М на базе «Рузхиммаша»; этот опыт решено тиражировать на других вагоностроительных предприятиях России. Еще одним значимым решением стала разработка документа, определяющего порядок идентификации номерных составных частей железнодорожного подвижного состава на системообразующих предприятиях в течении их жизненного цикла.

Участниками заседания был поднят вопрос о необходимости пересмотра ГОСТ Р 70581-2022 «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Критерии инновационности и порядок разработки» в части расширения перечня принятых критериев на грузовые вагоны.

Президент объединения производителей железнодорожной техники Валентин Гапанович обозначил план перехода от общего видения цифровизации в железнодорожной отрасли к ее пошаговой концепции уже в 2024 году. По вагоноремонтному комплексу сроки еще более сжатые – до конца текущего года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions