+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2019 17:11:17
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Обязательное ВИЧ-тестирование в РЖД дискриминирует сотрудников

Министерство транспорта РФ внесло на публичное рассмотрение приказ о медицинских осмотрах на железнодорожном транспорте. В тексте документа предлагается сделать обязательным анализ на наличие ВИЧ-инфекции для работников, задействованных в перевозочном процессе. Тестирование будет проводиться при приеме на работу и далее каждые 4 года. Эксперты считают требование дискриминационным. Общественное обсуждение продлится до 18 декабря.
Согласно предыдущей версии приказа от 1999 года, работники железнодорожного транспорта до сих пор проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров. Как показывает практика, в большинстве структурных организаций на этот анализ либо закрывали глаза, либо проставляли его в автоматическом порядке. На форумах сотрудники РЖД делились и историями о там, как приносили фальшивые справки или просили пройти обследование близких родственников, чтобы не попасть в группу пристального внимания.

Несмотря на то, что ВИЧ не является противопоказанием для осуществления любой рабочей деятельности, РЖД озвучили свою позицию достаточно прямо. «ВИЧ в зависимости от стадии и степени тяжести сопутствующей патологии, может явиться медицинским противопоказанием к продолжению работы, связанной с обеспечением безопасности движения поездов», – заявила начальник Центральной дирекции здравоохранения ОАО «РЖД» Елена Жидкова, которую цитирует газета «Гудок». С ней категорически не соглашаются врачи-специалисты. Заведующая отделом профилактики и медико-социальной работы СПб Центра СПИД Татьяна Виноградова и вовсе назвала подобную инициативу верхом невежества.

По словам специалиста, ВИЧ-инфекция на сегодняшний день – это управляемое хроническое заболевание, которое при выявлении требует определенного медицинского наблюдения и лечения. Как результат человек получает терапию, вирус в организме гасится, то есть останавливается его размножение, и человек живет абсолютно нормальной жизнью при условии ежедневного приема лекарственных препаратов.

Руководитель программ фонда борьбы со СПИДом «Шаги» Кирилл Барский подчеркнул, что, согласно федеральному закону от 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», каждый гражданин России имеет право на бесплатное лечение, то есть контролирует свое заболевание вне зависимости от социального статуса и доходов. «Так как диспансеризация проходит в обязательном порядке 2 раза в год для получения лечения, то в каком-то смысле такие люди даже здоровее других. А вот отстранение от работы противозаконно, как и любая дискриминация подобного рода. Даже сам законопроект я считаю дискриминацией», – комментирует эксперт.

Наличие контактов с пассажирами не должно влиять на возможность трудоустройства для носителя инфекции. Она передается всего тремя путями: инъекционным, половым и от матери к ребенку. «В быту при общении с человеком, который живет с ВИЧ-инфекцией, даже если он не получает лечения, инфекция никак не передается. С таким человеком можно обниматься, целоваться, пользоваться одними столовыми приборами, одним полотенцем и т. д. Соответственно, если мы говорим, к примеру, о ВИЧ-инфицированном проводнике, который наблюдается у врача и получает антиретровирусную терапию в Центре СПИД по месту жительства, то никакой угрозы для пассажиров он не представляет совершенно», – подчеркивает Т. Виноградова. 

Если же рассматривать специальности, не предполагающие постоянной работы с людьми, то вопрос о целесообразности дополнительных проверок встает еще острее. Как отмечает врач, наличие ВИЧ-инфекции не имеет никакого отношения к деятельности людей данных профессий. Тем более что никаких изменений в плане реакции, способности обрабатывать информацию и прочего нет. Инфицированный человек отличается только наличием вируса в крови.

«Принятие ограничения по работе людей, живущих с ВИЧ, по каким-либо специальностям, которые не связаны с обработкой биологических материалов, – это верх дискриминации. Как специалист по ВИЧ-инфекции, я просто возмущена. Позиция нашего центра: категорически нельзя делать такие вещи. Нельзя запрещать ВИЧ-инфицированным идти работать. Или им вообще из дома не выходить? Человек, больной гриппом, в период болезни представляет гораздо большую угрозу для других людей, чем ВИЧ-инфицированный, в силу высокой вероятности заражения воздушно-капельным путем», – настаивает Т. Виноградова.

Согласно упомянутому закону, обязательное тестирование проходят специалисты, попадающие в зону повышенного риска (а не сами представляющие угрозу для общества, что важно подчеркнуть). К ним относятся врачи, персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, научные работники, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Однако выявление вируса по закону не несет за собой отстранение от рабочей деятельности и остается анонимным. Представители остальных профессий имеют право отказаться от прохождения тестирования.

К вопросам раннего выявления наличия инфекции в организме подходят с оправданным энтузиазмом. Число инфицированных в России, по последним данным Роспотребнадзора, составляет 1,06 млн человек. Ранее в этом году Министерство труда анонсировало, что в методических рекомендациях для работодателей компаниям будет предложено организовать тестирование на ВИЧ прямо на рабочем месте. По статистике, самое большое количество инфицированных в России – среди мужчин в возрасте 30–40 лет (в этой группе до 4% инфицированы ВИЧ), а у женщин наибольший процент наблюдается в группе 30–35 лет (2–3%). Поэтому логично, что достучаться до граждан проще всего будет именно через организацию, в которой они трудоустроены. Разница в том, что в таком случае анализы будут собирать и обрабатывать сотрудники профильных медицинских центров на условиях анонимности. 

Тем временем обследование железнодорожников будет проводиться в учреждениях РЖД с занесением данных в личную медицинскую карту. Мало того, что такая информация станет доступна сотрудникам организации. Учитывая постоянные проблемы, которые возникают у РЖД с защитой данных (стоит вспомнить только утечку персональной информации 700 тыс. сотрудников), результаты анализов также могут стать доступны злоумышленникам. 

Актуальным остается еще один вопрос: будут ли выгонять с работы при обнаружении диагноза, пусть и придумав другую, официальную причину, или обследование необходимо только для заблаговременного предупреждения развития инфекции? Вероятно, ни один официальный ответ не будет приближен к правде, поскольку фактическая реализация любых нормативных актов на таком крупном предприятии, как РЖД, будет отличаться буквально на каждой станции. Одно игнорировать нельзя: по закону тестирование является строго добровольным. Несмотря на то, что в приказе указано, что при отказе от сдачи анализов сотрудник отстраняется от работы, как напоминает эксперт фонда «Шаги», при принуждении к сдаче теста потерпевший имеет право обратиться в суд и сослаться на закон 1995 года.

Кстати, в пресс-службе Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ) в разговоре с корреспондентом РЖД-Партнера отметили, что положительно относится к обязательному тестированию сотрудников железной дороги на наличие вируса иммунодефицита в крови. На вопрос о том, какие последствия ждут ВИЧ-инфицированных, если их статус станет известным в ходе медицинского обследования в пресс-службе РОСПРОФЖЕЛ заявили: «Мы против СПИДа абсолютно, как и против наркотиков».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions