+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.01.2021 16:46:00
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

ОАО «РЖД» намерено бороться с карбоновым следом в российской экономике

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров в рамках Гайдаровского форума сообщил о намерении декарбонизировать деятельность холдинга. Это может привести к тому, что грузоотправители ископаемого сырья рискуют не получить от монополии скидок в рамках тарифного коридора.
Как отметили эксперты, подобные заявления руководства железных дорог появились после того, как в ОАО «РЖД» разместили в мае 2019 года зеленые еврооблигации на €500 млн со ставкой купона 2,2% и сроком погашения 8 лет.

Подобные ценные бумаги нацелены на финансирование проектов, улучшающих окружающую среду и экологию.
Соответственно, как пояснил представитель АО «ВТБ Капитал» (соорганизатор эмиссии), размещение подобных бондов связано с экологичностью железнодорожного транспорта.

Зеленые бумаги – лучшие друзья РЖД
В рамках первого выпуска зеленых евробондов ОАО «РЖД» поступило более 130 заказов от инвесторов. Это является рекордным для транзакции российского эмитента, деноминированной в евро. Причем европейские инвесторы купили 49% выпуска ценных бумаг, а российские – 26%.
После этого О. Белозеров сказал, что видит перспективы для использования механизма зеленых облигаций в дальнейшем. Соответственно появились заявления о стремлении сформировать в ОАО «РЖД» полноценную зеленую экономику, когда экологические мероприятия являются неотъемлемой частью всех процессов.
В принципе, в пользу этого свидетельствовала прежде всего высокая доля электрификации на железнодорожной сети, а также программа модернизации системы теплоснабжения объектов инфраструктуры.

Природоохрана и как о ней заботиться
Напомним, что монополия своим стратегическим ориентиром в сфере экологии еще в 2015 году продекларировала снижение в 2030-м негативного воздействия на окружающую среду на 70% за счет внедрения ресурсосберегающих природоохранных технологий.

Кроме того, предполагалось сокращение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 14,4% и топлива – на 9,1%, а также повышение экологической безопасности и социальной ответственности деятельности компании за это.

Сегодня более 85% всех пассажиров и грузов ОАО «РЖД» перевозит на электротяге. Доля ОАО «РЖД» в парниковых выбросах в РФ составляет менее 1%.
Благоприятным для холдинга фактором при выпусках ценных бумаг в евровалюте также является то, что 2021 год был объявлен в ЕС Годом железных дорог. Сейчас на транспорт в ЕС приходится четверть выбросов парниковых газов, и к 2050 году их количество планируется сократить на 90%. В основном вредные выбросы формирует автотранспорт. Железнодорожное сообщение должно сыграть в достижении этой цели одну из главных ролей.

Клиенты задают неприятные вопросы
Впрочем, декларированных мер с учетом стремления холдинга расширить практику размещения зеленых облигаций и выдвижения дополнительных требований может оказаться недостаточно для дальнейшего привлечения средств с помощью данного финансового инструмента.
Уточним, что в конце 2020 года при размещении социальных облигаций ОАО «РЖД» на 25 млрд руб. некоторые инвесторы завибрировали по поводу приобретения его ценных бумаг из-за новых экологических требований.

В частности, от международного инвестфонда PIMCO, у которого почти $2 трлн в управлении, О. Белозерову в рамках Гайдаровского форума поступила записка о том, что указанный фонд не сможет выкупить часть облигаций, поскольку более 50% грузооборота РЖД – это карбоновый груз (уголь и нефтегрузы).

РЖД бьют по рынку новой экологической стратегией

По словам О. Белозерова, новая экологическая стратегия ОАО «РЖД» до 2030 года учитывает международную повестку устойчивого развития и зеленой экономики.
Под таким ракурсом желательно продемонстрировать замещение таких грузопотоков, как уголь в полувагонах, другими видами перевозок, например контейнерными.
Вместе с тем ОАО «РЖД» вынуждено лавировать: с одной стороны, на кону доходы от евробондов, а с другой – остается необходимость перевозчика оказывать содействие экспортерам угля. С одной стороны, следует диверсифицировать структуру перевозок, а с другой – необходимо заботиться об объемах погрузки.

Клиент уже больше не король?
Ранее председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон сообщил о том, что при определении карбонового следа в ЕС все чаще стали прикрываться лозунгом «Закопать всю деятельность по ископаемым топливам».

Европейский инвестиционный банк уже принял решение не финансировать проекты в области энергетики с использованием ископаемого топлива с 2021 года. В 2020-м обсуждалось введение в ЕС налога на поставки продукции с карбоновым следом. Аналитики BCG ожидают принятия такого решения уже в конце 2021 – начале 2022 года.

Это затронет не только углеродоемкие поставки, но и косвенно все сектора российской экономики. И тогда вопрос о карбоновом следе для РФ сместится в сферу макроэкономики. Ну а поскольку ее регулирование вряд ли можно считать прерогативой ОАО «РЖД», то, педалируя данные вопросы в начале 2021 года, железнодорожный перевозчик, по сути, бежит впереди паровоза.

И все же следует признать, что у монополии появляется предлог для того, чтобы в текущем году в рамках тарифного коридора не предоставлять понижающие коэффициенты к действующим тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01 на отправку грузов, имеющих высокий карбононовый след.

Однако как это отразится на объемах погрузки и доходах холдинга в текущем году – вопрос, который требует дополнительного изучения. И кто тогда должен платить за карбоновые амбиции ОАО «РЖД» и его новую экологическую политику – между прочим, тоже.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions