+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
28.05.2019 13:46:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Нулевая ставка за пользование услугами ЭТП: повышение привлекательности или оперирование уже существующей грузовой базой

Компания ОАО «РЖД» готова предложить операторам подвижного состава с 1 июня нулевую ставку платы за пользование услугами электронной торговой площадки (ЭТП ГП). РЖД-Партнер узнал у участников рынка и экспертов, сократит ли эти эта мера простой и оборот вагонов? И повысит ли эффективность использования парка грузовых вагонов?
Это мера повысит привлекательность сервиса ЭТП ГП, но сама по себе не окажет существенного влияния на простои и оборот грузовых вагонов, считает начальник департамента перевозок промышленных грузов и ТНП АО «Первая Грузовая Компания» Максим Тюрин. Он отмечает - тут нужны организационные и технологические комплексные решения. Например, оптимизация технологии погрузо-разгрузочных работ, организация своевременной подачи/уборки подвижного состава, развитие сложных участков, «узких мест» на сети железных дорог, укрупнение вагоноотправок. Все это довольно успешно можно реализовать при наличии диалога между операторами, РЖД и грузоотправителями.

О том, что нулевая ставка пользования услугами электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) повысит потенциальную привлекательность площадки для операторов, что позволит увеличить доступный парк вагонов на площадке, утверждает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов.

При этом существенное влияние реализации только этой меры на технологические показатели работы сети общего пользований (простои и обороты) маловероятно.

«Для повышения эффективности использования парка грузовых вагонов целесообразно скорректировать некоторые условия функционирования ЭТП ГП, в частности ограничения операторов по возможностям использования их вагонов по направлениям перевозки. Кроме этого, алгоритмы заключения договоров и их исполнения не всегда соответствуют практике выполнения перевозок. Например, если после заключения договора на перевозки на ЭТП и списания средств возникают ограничения со стороны инфраструктуры по приему вагонов вследствие ремонтов инфраструктуры или затоваривания станций, то маневрирование отгрузками затруднено. Для грузовладельца по прямым договорам операторы могут предоставлять отсрочки по оплате услуг, а на ЭТП это невозможно. Также необходимо существенно увеличить количество вагонов, которые могли бы торговаться на ЭТП», говорит он.

По мнению директора ООО «Иркутская Грузовая Компания» Михаила Дроздова, проблема поиска погрузки для вагона отсутствует. Вагонов меньше, чем погрузки и поэтому на рынке наблюдается некоторый дефицит даже. «Когда будет обратная ситуация, наверно, электронная торговая площадка будет интересна – для того, чтобы подобрать себе подходящее направление для погрузки вагонов, подобрать клиента, у которого есть необходимость. А сейчас это не совсем актуально», комментирует М.Дроздов.

Эксперт Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилл Никода обращает внимание на относительно недавнее внедрение проекта ЭТП «Грузовые перевозки» (была разработана в рамках программы "Цифровая железная дорога" и введена в промышленную эксплуатацию 24 марта 2017 года – Прим.авт.).

«По мере развития услуги положительное влияние для сегмента небольших грузоотправителей и перевозчиков будет сказываться все сильнее. При этом не всегда ценовой фактор является главным, на самом деле стабильность вывоза и удобство пользования услугой являются не менее, а то и более критичными при заказе перевозки.

Вероятно, индикативные ставки можно будет со временем увидеть и без регистрации на сайте, как это реализовано, например, в сегменте морских перевозок.

Интересно, что в ЭТП РЖД работает запись в приватный блокчейн, на основе которого формируется расчетный индекс. Это, видимо, является одним из наглядных и практических применений технологии», отмечает эксперт.

Критически настроен к нововведению председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Андрей Соболев.

«Почему-то создатели электронных торговых площадок полагают, что заполнив свои ресурсы заявками на перевозку, они «опрозрачат» этот рынок для оператора и наладят коммуникации между грузоотправителями и владельцами вагонов. В результате операторы получат новых клиентов, сократят свой порожний пробег и (или) снизят оборот вагонов. Это очень наивные рассуждения», размышляет он, подчеркивая, что операторы прекрасно знают обо всех грузоотправителях, которых по подсчетам ассоциации на сети менее 7 тысяч.

Он называет несколько причин, почему операторы, зная о грузовой базе, не подают вагоны всем желающим грузоотправителям и не сокращают свой порожний пробег.

Во-первых, попутного груза, совпадающего хотя бы примерно с географией работы оператора не так уж и много. Во-вторых, многие операторы после выгрузки формируют маршруты из порожних вагонов, отправляемых по одной накладной. «За формирование таких маршрутов на сортировочных станциях «РЖД» получают плату. Для подачи вагонов под попутный груз придется нарушать технологию – разбивать кольцевые маршруты на небольшие группы вагонов или даже на повагонные отправки. Время попадания в узел основной погрузки сразу увеличивается. Кстати, порожний пробег также может даже вырасти, так как вагоны до точки основной погрузки будут совершать не один, а два порожних рейса – в первый раз до первой погрузки после выгрузки, а во второй после второй погрузки к месту основной погрузки. Поэтому многие операторы работают своими вагонами в режиме так называемых технологических колец, работая над максимальным снижением оборота вагона», поясняет он.

В-третьих, не все грузоотправители готовы платить за перевозку груза цену, установленную операторам, не считая штрафы за задержку под погрузкой, выгрузкой, а также требования внесения своевременной оплаты.

Андрей Соболев подчеркивает - площадка никак не решает означенные проблемы. По его мнению, это «обычный посредник, который не создает почти никакой инфраструктуры, зато лишает операторов и грузоотправителей взаимно доступа друг к другу, когда в результате переговоров можно получить наиболее выгодные условия работы».

Фундаментальная ошибка разработчиков ЭТП ГП состоит в том, что площадка оперирует уже существующей грузовой базой. Новой грузовой базы площадка не генерирует.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions