О том, что замена рефрижераторных вагонов на рефрижераторные контейнеры для производителей, торгующих на экспорт, крайне важна, говорит коммерческий директор ООО «Петрохолод» (крупнейшего и старейшего производителя мороженого в России) Георгий Деметрашвили.
«Температурные шоки, которое мороженое испытывает при погрузке в случае рефрижераторных контейнерных перевозок, минимизируются. Можно выдержать требования по температуре хранения и перевозке практически от двери до двери. Возможность соблюсти данное условие при рефрижераторных вагонных перевозках имеет существенные ограничения из-за отсутствия железнодорожных подъездных путей как у большинства продавцов, так и у покупателей», – отмечает Г. Деметрашвили.
Большие партии свежих фруктов и овощей, выращиваемых в странах Юго-Восточной Азии, Южной Америке и Китае, доставляются в морские порты РФ рефрижераторными судами, имеющими мощное рефрижераторное оборудование. Оно позволяет поддерживать на всем протяжении морской перевозки фруктов заданный температурный режим, влажность и другие параметры, необходимые для сохранения нужного качества груза, обращает внимание заведующий кафедрой коммерческой эксплуатации водного транспорта ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова Игорь Русинов.
«Довольно часто морская перевозка свежих фруктов организуется путем накопления отдельных партий в порту отправления, формирования паллет в количестве судовой партии с последующей погрузкой на рефрижераторное судно. Дальнейшая отправка груза свежих фруктов, прибывших в российские порты потребителю, выполняется рефрижераторными вагонами или рефрижераторным автотранспортом, вывозящим небольшие партии свежих фруктов прямо с борта судна или из портовых холодильников, используемых в качестве рефрижераторных складов краткосрочного хранения.
Вторым способом доставки свежих овощей и фруктов являются рефрижераторные контейнеры, говорит он.
Мультимодальный способ перевозки фруктов в рефрижераторных контейнерах значительно ускоряет время перевозки скоропортящихся грузов, обеспечивает надлежащее качество перевозимого товара и является предпочтительным на отдельных этапах общего маршрута перевозки фруктов без их перетарки.
«Таким образом, выбор способа перевозки зависит исключительно от партии груза. Сохранность груза зависит от количества перевалок – чем больше перевалок, тем менее сохранная перевозка. И последнее: далеко не каждый судовладелец позволит использовать свое оборудование с потенциальным риском повреждения или невозврата. Поэтому перевозка в рефрижераторных вагонах или мехсекциях всегда будет востребована. Тем более что у нас очень мало станций, способных перерабатывать 40-футовые контейнеры», – говорит И. Русинов.
По его мнению, рефрижераторные вагоны никогда не будут заменены рефрижераторными контейнерами и наоборот. Каждый вид перевозки имеет свой сегмент рынка. Для увеличения объемов перевозки скоропортящихся грузов по железной дороге прежде всего необходимо создавать контейнерную инфраструктуру, отмечает спикер.
Ранее президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Михаил Синев высказывал мнение о том, что действующие правила устарели. «Либерализация не должна означать «вези все, что хочешь, в чем хочешь и как хочешь». Условия перевозки действительно может определять грузоотправитель, производитель продукта. При этом контрольные функции у железной дороги должны остаться в части того, что продукты питания требуют специфических условий хранения, в части температурного режима, вентиляции, влажности и т. д.» – говорил он.
По его мнению, необходимо зафиксировать в правилах, что соки, молоко, консервы, мясо, рыба должны возиться в специализированном подвижном составе, обеспечивая сохранность и качество груза.
Добавим, что еще в январе на брифинге со СМИ заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Алексей Шило сообщил, что компания поддерживает предложения Минтранса России в этой части. «Мы хотим, чтобы перевозки по железной дороге ряда продукции в какой-то мере были поставлены в те же условия, что и перевозки автомобильным видом транспорта», – говорил он.
А. Шило отмечает, что правила перевозки скоропорта по железной дороге сейчас не очень гибкие. «Там есть ряд требований к перевозчику. Например, определение срока перевозки скоропортящейся продукции в том или ином типе подвижного состава. Хотя, по сути, сегодня у РЖД подвижного состава уже и нет... Эти правила должны быть более простыми, понятными, прозрачными, в том числе для того, чтобы некоторые виды консервированной продукции можно было возить в универсальном подвижном составе».