«Порожние вагоны скапливаются на путях необщего пользования или на вторых путях станций примыкания к морским терминалам. Часть из них – без оформленных документов. Операторы сами ожидают решения перевозчика, куда можно направить их вагон. Нарушено нормальное взаимодействие между перевозчиком и операторами. Это усугубляется еще и нестыковками при взаимодействии перевозчика с сервисными компаниями, обслуживающими локомотивы. Ощущаются локальные дефициты тяги. В результате вагоны тормозят и на магистралях. Услуга железнодорожной перевозки начинает выглядеть разорванной на три составляющие с различными целевыми показателями», – выразил точку зрения источник, знакомый с ситуацией на рынке, связанном с перевалками грузов в морских портах.
По его словам, получается замкнутый круг. У клиентов есть дополнительные объемы грузов. Но на РЖД не могут обеспечить их доставку к причалам. И стивидорным компаниям приходится снижать обороты.
Вагон нельзя бесконтрольно гонять по сети
На совещании в Минтрансе РФ 27 февраля 2025 года (протокол № АШ-15, имеется в распоряжении РЖД-Партнера) обсуждались меры, предложенные для устранения ситуации. Для этого предложено внести изменения в постановление правительства РФ № 1180 от 31.10.2015 г. и вдвое повысить базовые ставки за нахождение подвижного состава на путях общего пользования.
Заместитель министра транспорта России Алексей Шило назвал критической ситуацию с нахождением на припортовых станциях избыточного количества простаивающих порожних грузовых вагонов, незадействованных в перевозочном процессе, в условиях полной занятости путей станций, на которые простаивающие вагоны могут быть перемещены.
Для решения проблемы Минтрансом России разработан проект постановления правительства России. Представители операторского сообщества уже дали свою оценку данной инициативе.
Напомним, чтобы со стороны перевозчика не было злоупотреблений в части расстояния перемещения порожних вагонов, это расстояние было ограниченно – со всех припортовых станций вагоны можно было перемещать не далее, чем на 500 км, а с припортовых станций ДВЖД не далее, чем на 1000 км.
Перевозчик, пользуясь таким правовым вакуумом, в последнее время даже не довозит вагоны до станции отстоя – отставляет их от движения в пути следования. И вагон где-то надолго застревает. Его сложно вытащить обратно, поскольку у оператора отсутствуют рычаги влияния на перевозчика: нет договора перевозки – нет ответственности за нарушение сроков. Равно как и нет ответственности за утрату порожнего вагона, не доставленного в течение месяца.
На совещании начальник отдела реформирования транспорта и связи Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития России Виталий Щербаков сообщил о том, что предложенную редакцию проекта нового документа не поддерживает, так как снятие ограничений на расстояние дает право ОАО «РЖД» бесконтрольно перемещать вагоны по своему усмотрению на сети и несет риски роста непроизводительной работы, а также транспортных издержек владельцев вагонов, что может транслироваться в увеличение ставок предоставления подвижного состава.
В итоге перевозчику было рекомендовано направлять с припортовой станции порожние вагоны на ближайшую свободную станцию перемещения, где вместимость путей позволяет разместить соответствующее количество порожних вагонов. Для этого целесообразно разработать механизм мониторинга свободной вместимости железнодорожных путей на станциях перемещения и порядок принятия решений о перемещении порожних вагонов с припортовой станции, в том числе с использованием информационных систем ОАО «РЖД» (АС ЭТРАН и ДМЗИ). Срок – до сентября 2025 года.
В этот же срок ОАО «РЖД» рекомендовано подготовить предложения по унифицированному тарифу на перемещение с припортовых станций порожних вагонов, исходя из фактических затрат перевозчика.
Перевозчик снова хочет увеличить тариф
Начальник Департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Владимир Варгунин предложил для снижения остроты ситуации повысить вдвое базовые ставки за нахождение подвижного состава на путях общего пользования, примыкающих к путям предприятий непрерывного цикла.
Это предложение вызвало дискуссию, причина которой понятна. Действительно, выглядит странным, почему проблемы испытывают владельцы путей необщего пользования, а выгоду из ситуации пытается извлечь железнодорожный перевозчик, который, собственно, и создает проблему для стивидоров? Да еще и за счет клиентов, которые сами страдают от инфраструктурной «непроходимости» железнодорожной сети.
А. Вяселева выразила мнение многих участников рынка о преждевременности такого решения. Тем не менее было решено принять идею А. Шило о рекомендации ОАО «РЖД» направить в ФАС России предложения о повышении в два раза базовых ставок за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, примыкающих к путям предприятий непрерывного цикла. Таким образом, в ФАС РФ должны дать экономическое обоснование решения по данному поводу и проинформировать Минтранс России.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



