Для России это означает более плотную интеграцию с азиатскими и евразийскими рынками и постепенный отход от ситуации, которая наблюдалась еще пару лет назад. Сейчас маршруты все жестче привязаны к геополитическим условиям и экономическим союзам. Об этом рассказал заместитель генерального директора Института экономики развития транспорта (ИЭРТ) Алексей Замковой.
Международные коридоры как каркас контейнерного рынка
Сегодня основной каркас контейнерных перевозок по железной дороге сопряжен с направлениями международных транспортных коридоров (далее – МТК). Практически все международные транспортные коридоры, проходящие через Россию, одновременно являются ключевыми контейнерными направлениями.
При этом уже несколько лет фокус нашей внешней торговли смещается на Дальний Восток и Азию. И именно там формируется основной спрос на контейнерные перевозки, и именно туда в первую очередь направляются усилия по расшивке инфраструктурных ограничений, реализации новых мультимодальных логистических маршрутов. В такой ситуации контейнер становится инструментом быстрой смены модальности – авто, железная дорога, порт, морская перевозка, снова железная дорога, авто. В 2024 году импорт из Китая в Россию составил 26 млн тонн, из которых 19 млн тонн были доставлены по железной дороге. При этом 16 млн тонн – это грузы в контейнерах. По большинству товарных групп импорт практически полностью контейнеризирован. Это машины и оборудование, товары народного потребления и метизы, химическая продукция, автомобили, рудные грузы. Контейнер здесь – не просто упаковка, а базовый формат внешней торговли.
Вместе с модернизацией железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и дальневосточных портов развивается инфраструктура и на подходах к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна, формируются мультимодальные маршруты, где контейнер легко переходит с железной дороги на море и обратно.
Коридор Север – Юг рассматривается как стратегический выход на рынки Южной и Восточной Азии в обход перегруженных и политически чувствительных маршрутов через Суэц, Босфор, Гибралтарский и Датские проливы. В частности, для этого ведется работа над проектом развитие железнодорожного пункта пропуска Дербент со строительством новой станции Самур II.
Параллельно прорабатывается выход на морские линии через Северный морской путь, повышается эффективность работы межгосударственных передаточных пунктов на границе с Казахстаном, развиваются сухопутные маршруты с ключевыми торговыми партнерами в Центральной Азии.
К 2030 году Россия планирует увеличить перевозки по международным транспортным коридорам минимум в полтора раза по сравнению с 2021 годом. Смысл – не просто нарастить объемы, а сделать маршруты конкурентоспособными на глобальном уровне.
Кооперация вместо конкуренции
Параллельно строится зарубежная инфраструктура поддержки экспорта: партнерства с иностранными государствами, логистические узлы, условия для промышленной и технологической кооперации. Отдельный акцент – на агропромышленный комплекс, где экспорт к 2030 году должен вырасти как минимум в полтора раза, и на несырьевые товары, которым предстоит прибавить не менее двух третей к уровню 2023 года.
В формате БРИКС в 2025 году по инициативе российской стороны прошли тестовые контейнерные отправки по новым маршрутам. Они показали, что такие коридоры жизнеспособны. Следующий шаг – масштабирование под дополнительный грузопоток и перевод эксперимента в регулярную практику.
Ключевой момент – эти задачи Россия решает не одна. Железные дороги работают в плотной связке с международными организациями и партнерами. В рамках Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ уже достигнуты договоренности о расчетах в национальных валютах и внедрен механизм клиринга, который снижает зависимость от внешних финансовых систем.
И кооперация, и выстраивание международных коридоров объединены в целях национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
«Хотелось бы сказать, что все эти задачи решаются Россией, российскими железными дорогами не в одиночку, а в кооперации, в сообществе с множеством международных организаций, в рамках которых мы активно работаем», – прокомментировал А. Замковой.


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



